Если несколько лет назад покупателям было достаточно предложить большую скидку, то сегодня это уже не работает. Некоторые сайты предлагают скидочные купоны и услуги совершенно бесплатно, появились даже целые сайты - агрегаторы купонаторов, которые проверяют акции одной компании из разных источников. Кроме того, создаются узкоспециализированные приложения.
Люди ищут акции
Купонными сервисами пользуются до 90 процентов американцев, о чем говорят данные исследования Coupon Intelligence Report, проведенного маркетинговой компанией Valassis в начале 2017 года. По России подобных данных нет, хотя эксперты утверждают, что большинство россиян младше 35 лет хоть раз пользовались скидочными сайтами.
"Портрет клиента сайта-купонатора практически идентичен портрету покупателя интернет-магазина: это мужчины или женщины до 35 лет, в основном жители крупных мегаполисов с населением больше 1 миллиона человек", - рассказывает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Купонаторы собирают предложения о скидках от самых разных поставщиков услуг. Среди них кафе и рестораны, салоны красоты, фитнес-центры. Посетитель такого сайта может выбрать интересующее предложение, оплатить его, распечатать купон, и предъявив организатору акции, воспользоваться предложением.
Количество купонных сервисов последние годы сокращается. Года три назад таких сайтов было около 140, сейчас в два раза меньше. Но они не закрываются, а укрупняются. "Более того, все купонаторы сейчас консолидируют свои сервисы", - говорит Алексей Федоров.
Статус не гарантия
Предложения со скидочных сайтов очень заманчивые, но по-настоящему выгодным и интересным будет одно из десяти, предупреждает финансовый эксперт Валентин Островский. Дело в том, что купонные сайты "вырастили" под своим крылом бизнес, ориентированный на трафик клиентов исключительно с таких ресурсов. Создаются компании, которые заведомо завышают цены своих услуг, а потом размещают предложения сразу на нескольких купонных сайтах, чем обеспечивают приток клиентов. Прибыль они получают за счет того, что предложение выглядит как статусное и высококачественное, а на деле на клиентах пытаются сэкономить, используют самые дешевые материалы, мастера не стараются сделать свою работу хорошо.
Плохая репутация таких компаний приводит к тому, что люди мало доверяют акциям по купонам. И размер чека на скидочных сайтах не превышает одной тысячи рублей, сообщают в Ассоциации компаний интернет-торговли.
Кстати, на сайтах есть и бесплатные предложения. Среди них самыми частыми являются сервисы, предлагающие осмотры врачей. Обольщаться не стоит. Задача такого врача уговорить вас на дополнительные услуги, поэтому клиента вряд ли отпустят со словами - вы абсолютно здоровы, вам у нас делать нечего. Скорее всего, сделают очередное "выгодное предложение". А самое худшее - запугают страшным диагнозом.
Также среди бесплатных предложений - фотосессии. Казалось бы, столько труда и даром? Но и тут есть нюанс. Делать фотосессию хорошо с красивой прической и макияжем, а услуги визажиста и парикмахера стоят денег. Поэтому зарабатывают фотографы не на основной услуге, а на дополнительных. Да, и обработка фотографий тоже, к сожалению, не бесплатна.
В отпуск по купону
Какие предложения действительно выгодные и как их искать? Обращать внимание стоит не на размер скидки, а на поставщика услуги, советует генеральный директор компании "Персональный советник" Наталья Смирнова. Если скидку дает известная компания, сеть магазинов, кинотеатров, к ней можно присмотреться. Но покупать - лишь ознакомившись с акцией подробно. "Лучше позвонить и расспросить обо всех деталях", - советует Смирнова.
В списке того, что необходимо уточнить, сроки проведения акции, часы, в которые действует купон, дополнительные расходы. Часто на сайте предложение выглядит выгодно, а на деле оказывается, что воспользоваться им не получится. И, конечно, нужно сравнить цены из купона с теми, что указаны на сайте организатора, и посчитать реальную скидку. А также посмотреть схожие предложения по рынку. В общем, не делать покупку поспешно.
Стороной обходить нужно предложения от тех организаторов, которые не могут похвастать опытом и репутацией. Если о компании нет информации в Интернете, отзывов и контактов, то деньгами лучше не рисковать и купон не покупать.
Можно покупать только бесплатные купоны, они дают скидку, но платит клиент на месте. В этом случае, если ему предложат заплатить больше, он сможет просто уйти и не потеряет деньги.
При хорошей подготовке покупать на купонном сайте можно даже дорогие вещи, к примеру, туристические путевку. "Раньше были горящие туры, а теперь купоны", - говорит Смирнова. Принцип тот же, покупать их стоит только у известной турфирмы. И узнавать все детали акции. Часто такие туры продаются очень дешево, но в них не входят экскурсии, стоимость виз и всевозможные сборы, трансфер. В итоге сумма тура вырастет существенно. Возможно, даже в этом случае предложение будет выгодным. Но знать финальную стоимость тура лучше заранее.
Самая большая опасность, по мнению экспертов по личным финансам, это привыкание к скидкам. Очень часто доходит до того, что, подсев на купоны, люди начинают приобретать по ним совершенно ненужные им вещи и услуги. Купонаторам это только на руку. Они устанавливают тесное взаимодействие с клиентом, рассылают новые предложения, обещают еще больше скидок. И уже есть люди, у которых возникает настоящая зависимость от купонных сайтов.
Эксперты советуют перед покупкой четко задать себе вопрос: я собирался купить это до того, как увидел акцию? Ответ может вас неприятно удивить, но остановит бесполезную трату денег, что в нынешние не слишком стабильные времена принесет кошельку только пользу.