04.05.2017 19:16
Общество

"Бессмертное слово" расскажет, как воевали родственники знаменитостей

Как воевали бабушка Алексея Кортнева, дедушка Татьяны Навки и отец Амаяка Акопяна, расскажет "Бессмертное слово"
Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №97 (7263) Российская газета - Столичный выпуск: №97 (7263)
Онлайн-альманах семейных историй о войне собирает проект "Бессмертное слово" на платформе "Живого Журнала". Автором может стать любой блогер, рассказав свою семейную историю о войне. Самые трогательные рассказы станут основой короткометражных фильмов, которые снимут режиссеры команды актера Анатолия Белого "Кинопоэзия" ко Дню Победы. Корреспондент "РГ" прочитала некоторые посты-воспоминания.
Читать на сайте RG.RU

Тетя Зина, баба Аня, тетя Фаня, дедушка Михаил Пантелеевич - у каждого из них свой семейный альбом со своими страшными, проникновенными, смелыми и простыми человеческими историями. Каждый пост - авторское откровение, сообщение о своем самом ценном и дорогом. Кто-то еще в детстве был потрясен простым подвигом дедушки, кто-то уже будучи взрослым случайно нашел дневники 16-летнего юноши, кто-то о том, что родная тетя - настоящий герой, узнал из Интернета. Неизвестные и знаменитые. Блогер silver_slider поделилась историей, которую ей рассказал знаменитый иллюзионист Амаяк Акопян. Его папа - Арутюн Акопян был отправлен на линию фронта сразу после окончания института. Так он стал участником фронтовых концертных бригад.

Василий Лановой: "Бессмертный полк" - святое и очень русское движение

"У папы был красивый номер, которым он всегда завершал свое выступление, - вспоминает Амаяк. - Буквально из ниоткуда у него в руках появлялась граненая советская рюмка. Он наливал в нее из фляжки спирт, со словами "За нашу победу!" выпивал, и бросал в воздух эту рюмку, как бы салютуя. Взлетев вверх, рюмка на глазах у всех исчезала. Именно такой финал был у его выступления и в тот день. Когда он закончил свою программу, к нему подбежал один из снайперов и говорит: "Слушай, Акопян, ты знаешь, что сейчас за тобой на той стороне немцы наблюдали в бинокль?". Отец улыбнулся и сказал: "Ну и что? Все равно они никогда не догадаются, в чем секрет".

ЖЖ-юзер luvida написала проникновенный пост о своей тетке, тете Зине. "Она страшно любила пить чай с конфетами, у нее был проигрыватель с пластинками. И гитара, на которой она играла очень артистично: закинет инструмент за голову и перебирает струны. А еще тетя Зина рассказывала мне о войне. Не так, как в школе или в книжках: про подвиги и геройство. А про то, как тяжело было на фронте женщинам - физически и бытово. <...> Тети Зины давно нет на свете. Зато в нашей жизни появился Интернет, который и рассказал нам, что тетя Зина, оказывается, в апреле 1945 года была награждена... орденом Славы третьей степени! В наградном листе говорится, что тетя Зина - санинструктор 4-й стрелковой роты 87-го стрелкового Карельского Краснознаменного полка 26-й стрелковой дивизии ефрейтор Гурьева Зинаида Васильевна... проявила исключительное мужество и героизм в борьбе с немецкими захватчиками. За один день вынесла с поля боя под сильным арт.мин.огнем противника 28 раненых бойцов и офицеров, причем лично сама уничтожила двух немцев и одного взяла в плен". И в этот же день, 7 апреля 1945 года, была тяжело ранена. И ведь - ни полсловечка никому! Ни о подвиге своем, ни о тяжелом ранении... Вот характер!"

За один день моя тетя Зина вынесла с поля боя 28 раненых, лично уничтожила двух немцев, одного взяла в плен

Свою семейную историю рассказала фигуристка Татьяна Навка. Ее дедушке Анатолию Никифоровичу Шабашову было всего 16, на фронт его не взяли.

"Когда немцы оккупировали Днепропетровск, он оказался в самой гуще событий, - рассказывает Татьяна. - Однажды им подселили немца. Немец оказался удивительным человеком. Жалел их, подкармливал: то тушенку принесет, то сахар, даже иногда шоколад доставал. И говорил, словно извиняясь: "Гитлер - плохой. У меня тоже в Германии семья, я не хотел с вами воевать..." Потом, видимо, кто-то донес на этого немца, потому что однажды он просто не вернулся домой и даже вещей не забрал..."

Блогер id77 свой пост посвятил дедушке Михаилу Пантелеевичу Кропивянскому. "Он не участвовал в военных действиях, да и не мог в принципе (родился 23 ноября 1928 года), но война не прошла и мимо него. <...> Деда моего определили почтальоном, бесплатно почти, но хоть что-то семье перепадало. Дальше - строки из дневника, потому что это надо просто прочувствовать:

"...Все меня уважали в селе, я был тихий, исполнительный, не хулиганил, но это до поры до времени. Захожу в дом, приношу письмо, а тогда это были знаменитые фронтовые треугольники, т. е. складывался лист бумаги без конверта и без клея, адрес - и вперед, полетело к родным и близким. Хозяева довольны, благодарят, что Миша принес весточку от сына, от мужа, от отца. Но уже к концу зимы начали приходить похоронки... Вот тогда-то я стал получать проклятия. Придет такое сообщение, и я иду до своего дома через все село и слышу крик в том доме, куда я отнес извещение. Никогда не забуду, как принес похоронку Варе Широковой, сосем молодая женщина осталась с самого начала войны вдовой, а на руках 5 сыновей-малолеток. Что она увидела до этого и после этого? Этих детей растили и кормили всем селом, они спали в бурьянах, ели что попадет, одевались у кого что есть и что давали".

Моя скромная и негороическая баба Аня надела гимнастерку и... награды покрывали ее грудь как чешуя

Музыкант Алексей Кортнев "познакомил" блогеров с бабой Аней. Сестра его бабушки для маленького Алеши была "этаким уютным смешливым колобком", пока он не увидел ее однажды 9 Мая.

В Москве состоялась выставка "Память в лицах героев войны"

"Мне было лет шесть или семь, - рассказывает Алексей. - Баба Аня надела на праздник свою гимнастерку (!) и все ордена-медали, полученные на войне и после нее. И превратилась в золотую рыбку. Она сверкала. Переливалась всеми оттенками золота и бронзы. Награды покрывали ее грудь как чешуя. Оказалось, что эта самая скромная и негероическая двоюродная моя бабушка прошла всю войну в наземных авиавойсках. И развернула десятки аэродромов для военных самолетов в невероятно тяжелых условиях, под артобстрелами и бомбежками".

Актер Леонид Барац вспомнил, как всей семьей выбирали песню к школьному смотру военной песни для дочки. Жена попросила распечатать штук 20 песен, актер сел за пианино.

"...Мы пели и вспоминали, как ходили в Одессе на 9 Мая к памятнику неизвестному матросу и дарили ветеранам цветы, - пишет Леонид. - К этому памятнику в детстве я ходил с дедом каждый год. И дед мне каждый год рассказывал семейные истории про войну. Про то, как тетю Фаню с ее мамой и сестрой вели на расстрел, и румынский солдат вытолкнул пятилетнюю Фаню из строя в посадку. Как она лежала за деревом и все видела и слышала, а потом ее три года прятала в подвале украинская женщина. И как хорошо, что сегодня тетя Фаня придет к нам, и все выпьют за Победу! И мы с женой выпили за простое и несбыточное - чтобы не было войны!"

История