04.05.2017 20:06
Власть

Новый беспилотник "Альтаир" будет мониторить трубопроводы ЛЭП и леса

Военный беспилотник меняет имя и профессию
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №97 (7263) Российская газета - Столичный выпуск: №97 (7263)
Казанские самолетостроители предложили беспилотник, создаваемый в интересах минобороны, сделать в гражданском варианте. Идея интересная и перспективная.
Читать на сайте RG.RU

Научно-производственное объединение "ОКБ им. М.П. Симонова", находящееся в столице Татарстана, разрабатывает беспилотный летательный аппарат стратегического назначения, заказанный военными еще в 2011 году. Создается беспилотник в рамках программы "Альтиус-М". Основное его назначение - разведка. По заявленным характеристикам подниматься он должен на высоту до 12 километров и летать со средней скоростью 200 км/час на расстояние 10 000 километров в течение двух суток.

Однако выполнение военного заказа по каким-то причинам затянулось. Наверное, поэтому и было предложено на основе уже имеющихся наработок создать гражданскую версию под именем "Альтаир".

Видео: как угнать дрон за 11 миллисекунд

Один комплекс беспилотника "Альтаир" будет состоять из двух летательных аппаратов массой по семь тонн каждый - с полезной нагрузкой в две тонны, наземной станции управления, станции приема и передачи сигналов, а также наземной станции контроля взлета и посадки в автоматическом режиме. Интересно, что в военном исполнении "Альтиус-М" имеет взлетную массу в пять тонн, а полезную нагрузку в одну тонну.

Сам беспилотник представляет собой летательный аппарат с крылом большого удлинения. Практически вся конструкция дрона состоит из композиционных материалов. В качестве двигателей предполагается использовать два дизеля мощностью по 500 л.с. Поскольку в нашей стране таких авиационных моторов нет, ставка сделана на двигатель RED A03, созданный немецкой компанией Red Aircraft. Впрочем, эту компанию создал талантливый российский инженер Владимир Райхлин, окончивший Казанский авиационный институт, а сейчас проживающий и работающий в Германии. Он же руководил созданием двигателя. Их производство, кстати, планируется организовать в Казани.

Основное назначение "Альтаира" - мониторинг различных трубопроводов и линий электропередачи. Естественно, он может использоваться и для наблюдения за состоянием лесов и водных акваторий, а также работать в арктической зоне.

"Альтаир" будет оснащаться оптико-электронным оборудованием и РЛС бокового обзора в задней части фюзеляжа. Сообщается, что оптика должна иметь разрешение в 10 сантиметров на расстоянии в 35 километров, а РЛС - разрешение в 1 метр на расстоянии 125 километров. Это очень хорошие характеристики даже на перспективу.

"Альтаир" будет мониторить трубопроводы ЛЭП и леса

Оборудование передачи данных позволит поддерживать скорость до 30 Мбит/с. Если применять беспилотник-ретранслятор, то дальность передачи данных составит 800 километров. Данные можно передавать и при помощи спутниковых систем.

Если проект "Альтаир" удастся довести до рабочего состояния, то эти аппараты найдут свое применение в структурах МЧС, а также в компаниях, занимающихся разработкой и транспортировкой нефтегазопродуктов. Будет спрос и за границей.

Армия Минобороны