Что ждет Эмманюэля Макрона в ближайшие недели? Конечно, он может назначить премьер-министра, но будет ли тот, скажем так, долговечным? Ведь в июне пройдут парламентские выборы, и его новому составу принадлежит право утверждать главу правительства.
Жак Сапир: В этом серьезнейшая проблема Макрона. Представителям движения "На марше", а оно, напомню, как таковое не существовало еще год с небольшим назад, предстоит принять участие в этих выборах. И, конечно, вопрос в том, сможет ли оно получить абсолютное большинство в Национальном собрании. Если этого не произойдет, то придется вступать в коалицию с другими партиями. К примеру, с "Республиканцами", социалистами. Допустим, удастся с ними договориться, но это будет означать, что Макрон не сможет проводить политику в том формате, каком бы ему хотелось.
Конечно, можно прибегнуть к практике указов, в принципе позволяющей действовать в обход парламента. Но вся загвоздка в том, что для этого новый состав парламента в предварительном порядке должен принять закон, разрешающий использовать подобную практику. Опять-таки, если у Макрона не будет большинства, то вполне вероятно, что парламент ему в этом откажет. Таким образом, назначенный им глава правительства будет временным, а его судьба зависеть от итогов июньских выборов.
Что касается курса в экономике и социальной сфере, то в целом он либерально-реформаторский. В частности, речь идет о демонтаже трудового кодекса, одного из важнейших послевоенных завоеваний профсоюзов. Над ним в сторону ужесточения при Олланде серьезно поработало прежнее социалистическое правительство. Макрон хочет завершить это дело с тем, чтобы договоры между хозяевами и персоналом заключались на уровне предприятий, а не отраслей, как это происходило до сих пор. Это коренное изменение трудового законодательства, которое Макрон хотел бы реализовать с помощью указа. Он также планирует сократить число служащих в госсекторе на 120 тысяч человек, уменьшить налоговое давление на бизнес, сократить взносы работодателей в соцстрахование.
Одним словом это политика, которая в общих чертах проводилась ранее сначала Николя Саркози, а после Франсуа Олландом. Помимо этого Макрон хочет уменьшить на треть число депутатов и сенаторов, что, как мне представляется, будет сложно осуществить. Почему? Потому что для этого надо принять так называемый "конституционный закон", что требует парламентского большинства в 60 процентов.
Закон о реформе трудовых отношений, кстати, принятый в прошлом году не без участия Макрона, тогдашнего министра экономики, в течение многих месяцев выводил на улицы французских городов сотни тысяч протестующих французов. Не повторится ли картина на этот раз?
Жак Сапир: Это неминуемо произойдет, если люди поймут, что демонтаж кодекса о труде не сопровождается обещанными мерами социальной защиты. И в этом случае страну могут захлестнуть выступления трудящихся куда более мощные, чем тогда.
Проевропейская ориентация Макрона всем хорошо известна. Он неоднократно подчеркивал, что в ЕС нужны перемены, иначе, как он заявил в интервью Би-Би-Си, есть риск "фрексита" - выхода Франции из Евросоюза. Насколько серьезным вам представляется такая угроза?
Жак Сапир: Действительно, в том интервью он констатировал, то ЕС переживает кризис, рискует развалиться, поэтому, мол, нет другого пути, как кардинально его реформировать. Вопрос в том, каким образом? С помощью практикуемого в Евросоюзе метода, который предполагает консенсус всех стран-членов? Но он не работает, что неоднократно происходило в прошлом. Другой путь - совместно с Германией. Но готова ли она на радикальную европерестройку? Нужна ли она ей?
Надо полагать, что одним из первых заграничных визитов Макрона будет как раз поездка в Берлин. Правда, его предшественники Саркози и Олланд, став главами Пятой республики, также первым делом навещали Ангелу Меркель, намереваясь на нее повлиять. Оба возвращались с пустыми руками.
Жак Сапир: Если и на этот раз ситуация не изменится, то противоречия и проблемы Евросоюза настолько обострятся, что произойдет взрыв и он распадется.
Как, на ваш взгляд, могут складываться отношения Франции с Россией при новом хозяине Елисейского дворца?
Жак Сапир: Его высказывания по этому вопросу противоречивы, и, как мне представляется, возможны корректировки. Насколько мне известно, он выступает за развитие экономических связей между двумя странами. Но на сегодняшний день они ограничены антироссийскими санкциями ЕС из-за украинской ситуации, от чего страдают французские предприниматели, активно сотрудничающие с Россией. Мне кажется, Эмманюэль Макрон с большим вниманием будет относиться к настоятельным требованиям представителей крупного бизнеса, нежели это делал Франсуа Олланд. Многое будет зависеть от позиции Германии. Майский визит Ангелы Меркель в Сочи, ее переговоры с российским президентом Владимиром Путиным, вселяют определенные надежды на потепление климата на континенте.
Президентские выборы во Франции. Второй тур