После введения западных санкций и контрсанкций одним из приоритетных направлений политики стал курс на импортозамещение. Это стимулировало отечественных производителей к расширению производства в условиях более низкой конкуренции со стороны импортной продукции и снижения инфляции. Успешным примером стало производство мяса и мясопродуктов, которое в 2015 году выросло на 4,4 процента, при этом экспорт увеличился на 6 процентов, а импорт упал сразу на 32,3 процента.
Однако динамичному развитию сельского хозяйства все еще препятствует множество накопившихся и усугубляющихся проблем.
Во-первых, несмотря на постепенное внедрение на отдельных предприятиях современных технологий, большая часть сельхозпроизводителей использует технику, устаревшую и физически, и морально. Это приводит к снижению эффективности производства, отставанию по показателям от мировых лидеров и к уменьшению возможностей поставок продукции на внешние рынки. Изменению ситуации мешают в том числе высокие ставки по кредитам.
Во-вторых, неразвитость транспортной инфраструктуры и отсутствие отвечающей всем требованиям системы хранения продукции в отдельных регионах делает перспективу экспорта продукции за рубеж для успешных в своей области предприятий труднореализуемой. Большая часть продукции сельского хозяйства скоропортящаяся: любые задержки в ее транспортировке до потребителя могут приносить значительные убытки производителям и снижают их желание продавать свою продукции на большие расстояния.
В-третьих, важной проблемой является нехватка рабочей силы. Миграционные потоки по всему миру направлены из села в город. Сельскохозпредприятия становятся все менее привлекательными для молодого поколения, стремящегося в большинстве своем к "белым" работам в городах с более высоким уровнем жизни.
В разных странах задачу развития АПК решают определенным набором мер государственной поддержки. И это имеет эффект.
В США можно выделить такие статьи господдержки, как программы по ирригации в некоторых штатах, бюджетные ссуды на организацию пастбищ на федеральных землях, субсидирование страхования урожая и доходов, кредиты на создание фермерских складов, кредитование фермеров на покупку систем, производящих возобновляемые источники энергии.
Евросоюз проводит политику протекционизма и поддержания цен на рынке сельскохозяйственной продукции. Значительная доля расходов приходится на "несвязанную поддержку" сельхозпроизводителей (субсидии на компенсацию части затрат на приобретение различных материальных ресурсов, в том числе на минеральные удобрения, средства защиты растений и ГСМ). Среди продуктово-неспецифических мер (не направленных на поддержку определенного вида продукции) по объему финансирования больше половины занимает субсидирование страхования, примерно треть - субсидирование процентных ставок по кредитам. Особое место уделяется программам обучения сельхозпроизводителей.
В Китае большой объем субсидий направляется на компенсацию затрат на приобретение ресурсов и возврат процентов по инвестиционным займам.
В России на основе международного опыта для решения проблемы устаревшего оборудования предлагается увеличить госрасходы на закупку импортных технологий, уже дающих в других странах значительный прирост в эффективности производства, а также на отечественные разработки и непосредственную коммерциализацию инноваций. Для стимулирования закупки современной техники аграриев необходимо постоянно информировать о существующих программах господдержки кредитования.
Проблема коротких сроков, в которые должна быть реализована сельхозпродукция до того, как она испортится, может быть урегулирована с помощью создания на востребованных путях транспортировки сельхозпродукции современной системы хранения.
Решение кадрового вопроса реально осуществить с помощью маркетинговых средств и обучающих программ. Необходимо вложение средств в рекламу и формирование образа сельхозпроизводителя не как низкоквалифицированного работника, а как успешного предпринимателя.