10.05.2017 14:58
Общество

В Карелии восстановят историю лагпункта "Сеннуха"

Текст:  Владимир Емельяненко
Солевар из Карелии Ольга Ягодина и ученые краеведческого музея "Поморье" в Кеми по крупицам восстанавливают историю лагеря для репрессированных "Луда Сеннуха".
Читать на сайте RG.RU

Сегодня от него осталось только гигантское - километра на три в длину - кладбище, расположенное между селом Поньгома, ХV века основания, и железнодорожной станцией Кузема. Кладбище заросло густым лесом, деревянные кресты сгнили. И лишь доска, ввинченная в старую сосну, напоминает о том, что здесь заброшенное захоронение.

- Несколько лет назад на берегу острова Луда Сеннуха встал большой валун и рядом с ним надпись на английском языке, - рассказывает Ольга Ягодина, - надпись о том, что на этом месте был лагерь для католических священников-финнов. У местных в Поньгоме, в Куземе и в Кеми появилось нехорошее чувство, что у нас хотят отнять историю.

"Мой ГУЛАГ": За что судили создателя Соловецких лагерей

Ольга Ягодина и директор краеведческого музея "Поморье" Татьяна Устин начали записывать истории-воспоминания живых свидетелей тех лет - 30-50-х годов прошлого века. Затем Ягодина поехала работать с документами в Музей истории ГУЛАГа в Москву. Татьяна Устин принялась за изучение архивных документов в Кеми и Петрозаводске.

- Пока складывается мозаикаиз обрывочных фактов, - рассказывает Ольга  Ягодина, - но и она позволяет кое-что понять. Так, по данным архивов, лагпункт на острове Сеннуха появился на рубеже 1929-1931 годов как филиал Соловецкого ГУЛАГа. Точнее, как его "больница" или медпункт для больных туберкулезом. Потом сюда стали присылать не только больных, но и просто надорвавшихся на лезозаготовках. Скорее всего, умирать.

Как удалось установить Ягодиной и работникам музея "Поморье", на Сеннухе в 30-е годы действительно был основан "медпункт без лекарств", как шутят местные. "Лечили хвойным воздухом, северными травами и трескучими морозами", - записала воспоминания местной жительницы Ирина Устин.

Дмитрий Лихачев: Мне спасли жизнь "домушник" и бандит

Так же, по воспоминаниям жителей деревни Поньгома, "вначале лагерь был почти вольным, люди собирали ягоды и травы". "Много было ученой публики - ученых, врачей и агрономов, они сажали огороды на специальной почве", "кое-то даже перепадало деревенским в обмен на хлеб". Секреты той аграрной технологии потом хотел перенять местный колхоз, но у него ничего не получилось. Вот тогда, как считают краеведы музея "Поморья", сюда ссылали как православных, так и католических священников. А позже - в конце 30-х и после войны, в конце 40-х годов, на Сеннухе был уже полноценный лагерь, где заключенные валили лес. Функционировал он, по разным данным, до 1953-55 годов.

- Мы сейчас восстанавливаем списки заключенных и умерших в заключении, - рассказывает Ольга Ягодина, - так же хотим восстановить списки всех упокоенных на местном кладбище ГУЛАГа… И разослать их родственникам. 

Потом, как предполагают работники музея "Поморье" и солевар Ольга Ягодина, они установят на месте лагеря Поклонный крест, а в музее появятся артефакты из лагункта и специальная экспозиция. Она на основании документов и воспоминаний свидетелей восстановит утраченную историю.

История Карелия Северо-Запад