Имя зажглось звездой
Началось все чуть раньше - в 2010-м, когда Галина Николаевна была координатором проекта "Имя зажглось звездой". Вместе со школьниками она нашла новые факты биографии Героя Советского Союза Марии Цукановой, которая вынесла с поля боя более 50 раненых бойцов и была зверски убита японцами. О результатах поиска учительницы "РГ-Неделя" рассказывала в номере от 7 октября 2010 года.
- Мы с детьми искали, где захоронена Маша, и выяснили, что покоится она в братской могиле в северокорейском городе Чхонджин (бывший Сейсин). Кроме нее, там лежат еще 70 бойцов из этого батальона. Про некоторых не было известно ничего - никаких документальных свидетельств, что они похоронены именно там. Тогда я решила начать новый проект "Назвать поименно", - рассказывает Галина Николаевна.
В поисках помогли появившиеся на сайте минобороны РФ страницы "Мемориал" и "Подвиг народа" со списками безвозвратных потерь. Там можно узнать место рождения и призыва бойца - это и стало отправной точкой. Краевед писала в газеты, чтобы они напечатали ее письмо с просьбой родственникам воинов отозваться, обращалась в военкоматы, архивы и школы. Спустя некоторое время потомки погибших стали откликаться - по телефону, по электронной почте и через соцсети.
Остался в живых
В 2014 году в архиве минобороны РФ в Гатчине Галина Николаевна нашла очень важный документ - исторический журнал 355-го отдельного гвардейского батальона, много лет хранившийся под грифом "секретно". В нем офицеры секретной части рассказывали о первых днях войны с Японией, о том, как из Промысловки (ныне приморский город Фокино) батальон выдвинулся во Владивосток на остров Русский и отправился в Корею.
- Во время изучения журнала я сделала несколько неожиданных открытий. Например, на возведенном в 2012 году в Фокине мемориале десантникам, погибшим в ходе Сейсинской операции, есть имя Андрея Еремеевича Авдеюка. А в одном из вариантов списка безвозвратных потерь напротив его фамилии я разглядела едва заметную надпись простым карандашом - "жив". Хотя все остальные документы говорили об обратном. Из военкомата, который Авдеюка призвал, мне прислали страницу "Книги памяти", где его имя упомянуто среди погибших. А в местном совете ветеранов пояснили, что в 1980-х при пожаре сгорели документы, а дополнительных сведений нет. И почти через два года я получила письмо с Алтая от ветерана-краеведа, посоветовавшего обратиться в другой военкомат, который, якобы, на самом деле призвал Авдеюка, - вспоминает Галина Шайкова.
Оттуда пришла копия биографии, написанной… Андреем Еремеевичем собственноручно через много лет после войны! Оказалось, что его, тяжелораненого, нашли на поле боя. Но матери воина отправили "похоронку", и по всем документам он значился погибшим. Несколько месяцев Авдеюк провел в госпитале, а потом вернулся в свой батальон. После демобилизации в 1946 году поехал в родные места в Сибирь. Долго работал в милиции. Умер Андрей Еремеевич в 1992 году, подняв детей и увидев внуков.
Зачем вы ищете моего деда?
- Однажды в четыре часа утра меня разбудил телефонный звонок: "Зачем вы ищете моего деда, Григория Никитовича Заболотникова?", - вспоминает Галина Шайкова.
Во время боя за господствующую высоту Григорий Заболотников принял на себя командование стрелковым взводом, несколько раз водил бойцов в атаку и пал смертью храбрых. Похоронили его в Чхонджине. За храбрость, стойкость, мужество он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно.
Найти его родственников не удавалось очень долго, потому что, как выяснилось позднее, в списке безвозвратных потерь и наградном листе было неправильно указано место рождения и призыва. Помог случай - одно из писем приморского краеведа опубликовала интернет-газета "На земле Троицкой" и его увидел внук героя.
- Я объяснила, что ищу родственников воинов батальона, пишу книгу, и тогда он рассказал трагическую историю своей матери - дочери десантника, которая родилась через месяц после его смерти, - рассказывает Галина Шайкова.
В 1946 году вдова Заболотникова поехала из Промысловки в райцентр Шкотово, чтобы оформить на ребенка пенсию за погибшего на войне отца. С транспортом в послевоенные годы было туго, люди обычно добирались на попутках. Женщина и ее знакомая остановили грузовик, сели в кузов. На мосту водитель не справился с управлением, и машина упала в реку. Шансов выжить не было - в кузове под брезентом была известь, которая, попав в воду, сожгла женщин заживо.
Оставшуюся круглой сиротой девочку хотела удочерить бездетная семья одного командира из Шкотова. Когда документы были почти готовы, в Промысловку приехала бабушка ребенка, которая забрала малышку с собой. Через несколько лет старушка умерла, а девочку взяли на воспитание другие родственники.
- Внук Григория Заболотникова рассказал, что его мать всю жизнь хотела побывать на могилах родителей, но не знала, где их искать. Я попыталась найти место захоронения в Промысловке. Но прошло 70 лет, - продолжает Галина Николаевна.
Во многом благодаря ее поискам на памятнике в Корее появилась строчка "Григорий Заболотников".
Еще один Герой Советского Союза
В 355-м батальоне за Сейсинскую десантную операцию 572 человека были награждены орденами и медалями, шестеро стали Героями Советского Союза. Двое из них - Мария Цуканова и Яков Баляев - посмертно. Но Галина Шайкова нашла еще одного, незаслуженно забытого Героя, который это звание получил посмертно после войны.
Уроженец Белоруссии Александр Гарченко был старшиной роты автоматчиков. После короткого тяжелого боя морские пехотинцы готовились к новой атаке - укрепляли окопы, приводили в порядок оружие. Занятые, они не обратили особого внимания на подходящую с тыла большую - человек 200 - группу местных жителей.
Среагировал на странных гражданских только Гарченко. Что сработало? Воинское чутье? Интуиция? Десантник понял, что их окружают переодетые японцы! Он подал сигнал к бою и первый начал стрелять. Благодаря старшине почти вся рота была спасена, но сам он погиб.
В книге Галина Шайкова подробно описывает все этапы своего двухлетнего поиска. Филиал Центрального архива министерства обороны РФ сообщил, что сведениями о присвоении звания Герой Советского Союза Гарченко Александру Григорьевичу не располагает. Но зато в музее Тихоокеанского флота подтвердили, что, по их данным, Гарченко все-таки был удостоен его посмертно. Об этом написала и сестра погибшего, приславшая, в подтверждение своих слов, копию полученного матерью сообщения о присвоении сыну высокого звания.
Краевед предполагает, что виной всему человеческий фактор. Не секрет, что при оформлении наградных документов иногда пропускали фамилии бойцов, а потом, через годы, писали новые указы. Так было, например, с Петром Ильичевым, который совершил подвиг вместе со своим товарищем Николаем Вилковым. Матросы-тихоокеанцы закрыли собой амбразуру дзота. Но Вилкову звание Героя присвоили в 1945-м, а Ильичева наградили только в 1949 году, и документа об этом на сайте "Подвиг народа" нет.
- Наградной лист о присвоении звания Герой Советского Союза Александру Гарченко пока найти не удалось. Но как быть с сообщением Калинковичского районного военного комиссариата, которое хранит сестра погибшего? Ведь военный комиссар, написавший матери Гарченко, не мог не иметь оснований для этого,- рассуждает Галина Николаевна.
Много вопросов возникло во время поисков. На часть их них удалось ответить, другие ждут своего часа.
Контакт
Галина Шайкова разыскивает родственников бойцов 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота. Ее телефон - 8 (914) 653-20-02.