Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области сегодня - главные центры притяжения мигрантов. Сюда приезжают на заработки больше половины гастарбайтеров (57 процентов). С осени прошлого года в столице в рамках президентского гранта открылся Центр комплексной правовой поддержки мигрантов, который бесплатно оказывает им юридическую помощь. Только с октября по февраль в него обратились 4,2 тысячи человек, 68 процентов из них - в связи с необоснованным задержанием полицией, 4,5 процента - с необоснованным запретом на въезд. 248 иностранцев жаловались на невыплату зарплаты, но только 182 мигранта имели тому документальное подтверждение. В результате 122 мигрантам была возвращена задолженность по зарплате в сумме 4,2 миллиона рублей.
По словам Поставнина, мигранты вообще часто попадают в "ловушки". Например, работодатель задержал или не заплатил деньги иностранному работнику, тот в итоге не смог своевременно заплатить фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, и его патент стал недействительным, после чего мигрант по закону должен покинуть Россию. Но денег на дорогу в такой ситуации тоже нет, а "просрочка" по патенту автоматически делает гастарбайтера нелегалом. Единственное, что ему остается, - идти в этом статусе на другую работу, а при выезде - получить запрет на дальнейший въезд в Россию.
Бывает и по-другому. Человек работал, все было в порядке, уехал, а про то, что ему закрыли въезд в нашу страну, узнал только, когда приехал в следующий раз. В этом случае у него нет возможности обжаловать в суде этот запрет, кроме того, он нарушает правила пересечения российской границы, что влечет за собой уголовное наказание от наложения штрафа до 5 тысяч рублей до отбывания наказания до двух лет лишения свободы, продолжает Поставнин. Фонд помощи мигрантам помогал бы им избегать такого рода "ловушек", оказывая материальную помощь, если, например, мигрант остался без зарплаты и ему не на что уехать домой, если он заболел, но ему отказались оказывать медпомощь, если он погиб, и родственником не на что перевезти его тело на родину.
"Фонд может быть общественным или внебюджетным. Но общественный фонд сможет оперативнее оказывать социальную поддержку. Его работу может контролировать попечительский совет, состоящий из представителей заинтересованных органов власти, руководителей эффективно работающих НКО, диаспоральных структур. Пополняться он мог бы за счет взносов самих трудовых мигрантов, диаспор и добровольных отчислений работодателей", - считает Поставнин.