- Фактически мы возвращаемся к тому что было, - признал замглавы ведомства Николай Асаул в рамках заседания координационного и совета представителей автомобильного транспорта. - Сейчас мы имеем недоученных профессионалов и переученных любителей. И это нужно менять.
Минтранс уже ввел своим приказом квалификационные требования для водителей. Но необходимо ввести регулярное повышение квалификации профессиональных водителей. То есть законодательно закрепить обязательную переподготовку и повышения квалификации водителей, осуществляющих коммерческие перевозки.
Это требование, содержится в поручении президента, а также в поручении правительства.
Также Росавтотранс предлагает, после повышения квалификации, проводить дистанционно экзамены. Он уже готов разработать программное обеспечение, которое даст возможность проходить тестирование по итогам повышения квалификации через их сайт. Введение такой системы позволит сократить не только материальные и временные затраты кандидатов и членов комиссии, но повысит качество проведения экзамена, минимизируя влияние человеческого фактора на принятие решения по аттестации.
Повышение квалификации для водителей коммерческого транспорта внутри России планируют проводить раз в пять лет по аналогии с программами обучения для международного автосообщения. И на российском рынке стоит следовать международным тенденциям, отметил Асаул. Но за подготовку придется платить перевозчикам, добавил он. Поэтому, он предложил, постепенно вводить систему повышения квалификации.
При этом вводить отдельную категорию для таких водителей-профессионалов не планируется. В Европе они получают в правах код 95, который обозначает, что они имеют право заниматься коммерческими перевозками. Нашим водителям придется возить с собой дополнительный документ о получении профессиональной подготовки или прохождения курса повышения квалификации.
И тут возникает несколько серьезных вопросов. По нашим дорогам передвигаются не только российские водители, но и иностранные. У них, понятное дело, корочек о повышении квалификации попросту не будет. Для европейских водителей код 95 может служить таким подтверждением. А что делать с водителями СНГ?
Кто и каким образом будет проводить эту подготовку, переподготовку и повышение квалификации? Если раньше для этого существовали соответствующие учебные комбинаты, то теперь их нет. Два года назад эти комбинаты начали уничтожать. Они принадлежали Росавтодору. Но ведомство справедливо посчитало, что оно отвечает за дороги, а не за качество подготовки водителей.
То есть необходимо заново восстанавливать систему профессионального обучения водителей. Но кто ее будет контролировать, и кто за нее будет отвечать - вопрос открытый. Все понимают, что итоговая аттестация должна быть государственной. Но у Минтранса нет в регионах такого количества профессиональных кадров. Передать подготовку водителей-профессионалов обычным автошколам? Велик риск, что эти документы будут попросту продаваться, как сейчас зачастую продаются свидетельства о получении водительского образования.