Сергей Игоревич, нередко слышишь: педагогика - наука о ребенке, а не о человеке. Это так? Спрашиваю вас не только как руководителя, но и как отца шестерых детей.
Сергей Богданов: В корне неверно! Просто у детей иной, чем у взрослых, масштаб понятий, другие источники опыта, стремления, игра чувств. И относиться к ним надо с уважением, помогая, а не ругая. Современные дети совершенно другие. Я убеждаюсь в этом на личном опыте. Разница в возрасте между моей старшей дочерью и младшей - 36 лет. Девочки дружны, но несхожи ни по отношению к учебе, ровесникам, ни по устремлениям, интересам. Соответственно в воспитании, как и в образовании младшей, мне приходится использовать совсем иные инструменты, нежели те, что были раньше.
Если прежде школьники получали и усваивали информацию через достаточно длительный визуальный и речевой ряд, то сегодня они ориентируются не более 15 секунд. Плюс мультимедийные составляющие, инфограммы и т.п. Это специфика времени. И задача - создать такие учебные программы, в которых необходимое классическое содержание было бы воплощено в новый формат. Вот тогда мы можем рассчитывать на эффективную обратную связь.
Дистанционные технологии позволяют учиться, не выходя из дома. Наступит время, когда школа как учреждение, куда нужно ежедневно приходить, будет не нужна?
Сергей Богданов: Учителя никто и никогда не заменит, никакая виртуальная или дополненная реальность. Но школа нужна современная.
Учить на учителя трудно?
Сергей Богданов: Да, непросто. Чтобы учить, и учить хорошо, нужно любить. Во-первых, то, чему учишь, во-вторых, того, кого учишь. Это относится и к нам, преподавателям вузов, и к тем, кто выбрал профессию учителя.
Как не ошибиться в отборе студентов?
Сергей Богданов: На некоторые факультеты у нас проводятся дополнительные испытания. ЕГЭ становится все совершенней, но не должен быть единственным мерилом при зачислении в студенты. Большое значение приобрели успехи ребят в олимпиадах, связанных с будущей специальностью, - свидетельство целеустремленности и серьезности их намерений. Возвращается сочинение по русскому языку. Правда, неожиданно выяснилось, что почти не осталось учителей, которые умеют готовить к сочинениям. Есть надежда на возвращение устных испытаний по отдельным предметам. В частности, устной части ЕГЭ по русскому языку.
Приведу несколько цифр. В нашем университете примерно 16 тысяч студентов. Отчисление не превышает 4 - 6 %. И только по одному направлению (сложные программы специального дефектологического образования) отсев в прошлом году 15 %. В целом же те, кто приходит к нам учиться, радуют. Я, например, нигде не видел такого количества студентов, вовлеченных в общественно полезную деятельность, как здесь, в бывшем Воспитательном доме Павла Первого, с которого начинался когда-то университет. У нас действуют пять круглогодичных студенческих педотрядов. Волонтеры ежемесячно устраивают благотворительные обеды для бездомных.
Многие родители приглашают репетиторов из числа специалистов, не имеющих диплома учителя. Считают, они лучше готовят к поступлению в вузы…
Сергей Богданов: Вход в систему образования должен быть свободен для специалистов, окончивших самые разные программы, не обязательно педагогические. Из них нередко выходят замечательные учителя. Я говорил об этом недавно с министром образования РФ Ольгой Юрьевной Васильевой, предложив для таких специалистов компенсирующий курс современной педагогики.
Болонскую систему обучения в вузах часто критикуют. А что думаете вы?
Сергей Богданов: В 1994 году, работая в Санкт-Петербургском госуниверситете, которому отдал в общей сложности 44 года, я разрабатывал первые программы бакалавриата. Они полностью себя оправдали. И сейчас в педагогически ориентированную магистратуру Герценовского университета мы принимаем студентов, которые успешно прошли обучение на бакалавра, проявив себя увлеченными будущей профессией людьми. Болонская система обеспечила целый ряд важных моментов. И решительно отказываться от нее было бы неправильно. При этом для некоторых специальностей правильно вернуть традиционную для нашей страны пятилетнюю программу обучения.