По стране рассматриваются сотни арбитражных споров, однако суды последовательно отказываются признавать обоснованность претензий бизнеса. Кто прав, "РГ" спросила у юристов. "Сделка должника может быть признана недействительной, если она совершена в течение месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и в результате ее совершения отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности", - рассказала юрист BGP Litigation Наталия Юрченкова.
По ее мнению, по своей сути логика АСВ правильна. "Банк совершил сделку в приоритетном исполнении платежа, особенно в интересах компании, - отмечает она. - Сделка должна быть развернута, а средства возмещены в конкурсную массу. Кредитор должен быть поставлен в очередь".
Однако, как показывает судебная практика, далеко не все иски АСВ по оспариванию сомнительных сделок удовлетворяются, сообщила "РГ" Юлия Майфет, руководитель налоговой практики "Селютин и партнеры". "Хотя и предполагается, что перед отзывом лицензии или окончательным банкротством банки стараются вывести средства любыми способами, но доказать, что это совершено умышленно, достаточно сложно", - пояснила она.
При отклонении исков АСВ, которые касаются сомнительных операций по выводу активов, суд ссылается на постановление Высшего арбитражного суда, утверждая, что своими действиями АСВ нарушает деятельность юридических лиц. "Агентство обязано доказать, что владельцы банков располагали информацией о возможном банкротстве и перспективах отзыва лицензии, доказать мошенничество, но это очень трудно", - подчеркивает юрист.
Возможны и ситуации, когда под оспариваемые сомнительные операции могут попасть и добросовестные сделки бизнеса. Так что для защиты добросовестных интересов гражданско-правовые сделки не должны носить сомнительный характер (например, разовые крупные финансовые операции, оплата векселей), а контрагенты по сделкам не должны обладать признаками неблагонадежности.