По мнению разработчиков документа, который должен вступить в силу уже в 2018 году, система повысит качество анализа эффективности развития транспортной инфраструктуры. Кроме того, она обеспечит контроль за развитием рынка транспортных услуг, их качеством, за развитием экспорта транспортных услуг и реализацией транзитного потенциала. Что же стоит за этими словами?
Сами не знают, куда едут! Госорганы не обладают оперативной отраслевой информацией. Только Росстату дают информацию по ряду транспортных направлений. И минтранс запрашивает там данные. У самих перевозчиков ведомство ничего получить не может, отметил в беседе с "РГ" директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. И получается, что сапожник без сапог.
Еще проблема в том, что сейчас собирается информация только у крупных и средних предприятий. Хотя в городах большую часть перевозок выполняется "маршрутчиками" (мелким бизнесом) и они не подпадают ни под одну из категорий перевозок, по которым собирается статистика. Получается, что картина по отрасли не полная.
Можно сказать, что государственная отраслевая статистика как таковая пока не ведется. Так, например, нет точных цифр по одному из основных показателей - суммарному пробегу автомобилей. Сейчас для того, чтобы вывести расчетную величину пробега всех автомобилей, берется число автомобилей и величина пробега одного автомобиля, ориентируясь на пробег машин автопарка "Почты России", так как предприятие представляет свою отчетность. А ведь это один из показателей, которые упомянуты в Транспортной стратегии, добавил эксперт.
Какая подвижность в пассажиро-километрах граждан России, тоже точно сказать пока не можем. Как мы ее считаем, берем пассажирооборот больших транспортных компаний и суммируем, а ведь есть еще 40 миллионов автомобилей, принадлежащих домохозяйствам, которые кого-то тоже возят. И здесь идет очень приблизительный расчет. Берутся в ГИБДД данные по автомобилям и умножаются на десять тысяч километров. А ведь подвижность населения важный вопрос с точки зрения рынка труда, городской среды, транспортной связанности страны, сказал Блинкин.
И сейчас даже нельзя ответить на вопрос, на сколько влияет на совокупную подвижность в России субсидирование авиаперевозок, обнуление НДС на пригородные железнодорожные перевозки. Как это сказывается на мобильности населения. Или вот после создания выделенных полос для общественного транспорта в крупных городах, как изменился совокупный пробег автомобилей, каковы успехи развития общественного транспорта, сократился ли пробег частных автомобилей?