А в нем значилось следующее: "Взыскать с должника Бакина Семена Ивановича задолженность за потребленную электроэнергию в размере 110,70 рубля, пени в размере 15,33 рубля и расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей".
- За 110 рублей старика-инвалида сразу в суд! - возмущается Виктор. - Могу себе представить, как разволновался бы отец, будь он жив, получив на руки эту бумагу! Как глотал бы таблетки!
Но фронтовика уже нет в живых. И квартира его в доме на улице Воровского уже восемь месяцев стоит пустая, никто в ней не живет. Однако Виктор ежемесячно ее навещает, попутно забирая в почтовом ящике квитанции на коммунальные платежи и исправно их оплачивая. В том числе за электроэнергию, которая нагорает во время его посещений от единственной лампочки. Между тем упоминание о задолженности за электроэнергию в платежках отсутствовало, о чем он с возмущением сообщил в "Кировэнергосбыт". Там на ситуацию отреагировали быстро. В своем письме энергетики приносят "искренние извинения за доставленные неудобства". Как выяснилось, долг за электроэнергию образовался когда-то за пользование не квартирой, а гаражом, который также формально приравнен в оплате электроэнергии к жилым помещениям. А квитанции автоматически приходили по адресу проживания.
"К сожалению, мы не можем в полной мере определить категорию и статус каждого потребителя, - говорится в письме, - поэтому до последнего момента надеемся на добросовестное исполнение потребителем своих обязанностей по передаче показаний и своевременной оплате задолженностей... К сожалению, в вашем случае пришлось проинформировать потребителя в форме "отложенного иска"..."
Как сообщили "РГ" в пресс-службе "Кировэнергосбыта", сейчас в организации разбираются, как возникла такая ситуация, в том числе принимались ли перед "отложенным иском" другие формы информирования абонента. Не исключено, что на каком-то этапе вновь сработал человеческий фактор.
Увы, сегодня попытки напугать потребителя в форме "отложенного иска" становятся обычной практикой. Так, недавно журналист "РГ" получил подобное письмо о от кировских связистов, чему был немало удивлен. Поскольку ранее, выслушав по телефону сообщение автоинформатора о том, что образовалась задолженность за стационарный телефон, тут же оплатил ее через Интернет. А через пару дней получил письмо с угрозой в случае неоплаты обратиться в суд.
Сегодня благодаря новым технологиям прямое общение между людьми из сферы оказания подобных услуг почти ушло. Повсюду стоят счетчики, коммунальные и прочие платежи практически без участия человека через банк-онлайн списываются с карточки. Но, как оказалось, это имеет и обратную сторону в виде "отложенного иска" - когда счета могут прийти к человеку, которого уже нет в живых. Технике это простительно. А людям?
Сергей Носков, юрист:
- Ситуация не самая простая и складывается из нескольких факторов. Во-первых, надо изучать, насколько правомерно вообще образовалась задолженность? Во-вторых, понятно, что предъявлять иск к уж умершему человеку - бесполезно. Энергетики должны были отыскать человека, вступившего в право наследования, и выяснять отношения уже с ним.