Глава Краснодара потребовал от правового управления городской администрации систематизировать эту работу с подключением всех профильных управлений и департаментов.
- В городе ежедневно происходит до 100 аварий, и во время них нередко повреждаются бордюры, газоны, электрические опоры, урны, остановочные павильоны, - говорит Первышов. - И все эти элементы восстанавливаются за счет городского бюджета. Такого быть не должно - ущерб необходимо взыскивать с виновников ДТП.
В качестве примера мэр привел крупную аварию, которая произошла 14 мая в Краснодаре. Нетрезвый водитель врезался на своем автомобиле в остановку общественного транспорта. Объем и сумму ущерба до сих пор подсчитывает специальная комиссия.
Мнения опрошенных "РГ" горожан разделились. Одни считают, что инициатива мэрии не окажется эффективной, другие считают ее обычной практикой по "запугиванию правонарушителей".
- С юридической сторон, вред, причиненный имуществу, итак подлежит возмещению, - поясняет адвокат Николай Остроух. - Да, автомобилисты должны беречь наши дороги. Главное, установить вину, причинную связь. Иначе можно легко повесить на автомобилиста повреждение, к которому он не имеет отношения. Не знаю, зачем нужно отдельное распоряжение. Такое нередко бывает в "бурной деятельности" недавно приступивших к своим обязанностям градоначальников. Могу предположить, что речь идет о том, чтобы поручить юридическому отделу мэрии взять "вопрос на особый контроль".
Как показывает судебная практика, случаев, когда муниципалитет взыскивал в виновных в ДТП ущерб, причиненный газонам и бордюрам, - единицы. Дело в том, что суммы эти редко превышают пять тысяч рублей, а документов собрать нужно целый ворох.
Велика вероятность создания ситуации, в которой автовладелец может вылететь с дороги из-за состояния дорожного полотна, которое должен поддерживать в надлежащем виде муниципалитет... А потом врежется в столб, считающийся муниципальным имуществом. Каков будет "репутационный итог" для представителей города в данном случае - вопрос дискуссионный.
В данной ситуации совершенно непонятно, зачем нужен очередной документ местного правительства. Законодательством Российской Федерации и так установлены все необходимые меры. У региональных властей, у собственников дорог, у любых третьих лиц есть возможность в гражданском порядке, то есть через суд, получить компенсацию за причиненный в результате аварии ущерб .
При этом, если водитель врезался в столб и пострадал только его автомобиль, это не означает, что он не причинил ущерба третьим лицам. А именно тому, кто этот столб поставил, и кому он принадлежит. В данном случае уехать с места происшествия будет прямым нарушением Правил дорожного движения. А за оставление места происшествия грозит серьезная ответственность - лишение прав.
В гражданском порядке через суд этот владелец столба вполне может получить компенсацию ущерба. Также он может получить компенсацию с виновника аварии за восстановление бордюрного камня или газона. Эти деньги он может получить и от страховой компании, которая застраховала ответственность виновника ДТП перед третьими лицами.
Но в случае, если будет установлено, что владелец дороги не выполнил требований по ее содержанию, и он будет признан виновником ДТП, то владельцу столба, равно как и водителю, пострадавшему в аварии, придется взыскивать ущерб только через суд. Ведь владелец дороги не имеет договора ОСАГО. А также, как правило, это бюджетное учреждение, которое, не имея решения суда, не может никому ничего выплатить.
Подготовил Владимир Баршев