К примеру, Тюменская область организовала форум инноваций INNOWEEK-2017. В течение нескольких дней его участники перенимали опыт у лидеров отрасли. На площадке Тюменского технопарка открылся летний коворкинг (помещение для предпринимателей-фрилансеров, где они могут арендовать оборудование, поделиться идеями или помочь друг другу). Также здесь прошел мастер-класс от венчурного инвестора из Силиконовой долины. Завтра состоится битва стартапов: у 100 отобранных проектов из шести отраслей (нефть и газ, IT, новые материалы, медицина будущего, агробиотехнологии) будет шанс получить 10 миллионов рублей на развитие.
В Свердловской области состоялась серия круглых столов по "горячим" для малого и среднего бизнеса (МСБ) темам: переход на онлайн-кассы и изменение регулирования порядка предоставления коммунальных услуг для нежилых помещений в многоквартирных домах. В частности, представители налоговой службы рассказали, что проблемы с внедрением онлайн-касс будут решать оперативные штабы. Их создадут на базе офисов уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.
Еще одна тема на злобу дня - реформа контрольно-надзорных органов: реально ли они перестали "кошмарить" предприятия? Вроде бы, какие-то подвижки есть. Допустим, в Челябинской области в 2016-м было проведено 34 тысячи проверок, тогда как годом ранее - 58 тысяч. С другой стороны, опрос, который проводил аппарат федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова в 60 регионах России, показал, что плановые проверки фактически вытеснили другие виды инспекций: внеплановые, прокурорские, рейдовые, по заявлениям граждан, а также административные расследования. Чаще других этим грешат ФНС, Роспотребнадзор и МВД.
- Усилия региональных властей по формированию благоприятной деловой среды зачастую не имеют преемственности на уровне местного самоуправления, - комментирует Елена Артюх, свердловский бизнес-омбудсмен. - Когда предприниматель годами судится с мэрией по поводу аренды или приватизации имущества, инвестиции отходят на второй план. Необходимо активизировать заключение концессионных соглашений в отношении муниципальных объектов. Без этого внутренних инвесторов сложно ожидать.
Судя по жалобам предпринимателей, от властей они ждут, во-первых, снятия необоснованных барьеров в обороте публичной собственности. Во-вторых, синхронизации усилий муниципалитета как хозяина сельхозугодий, министерства АПК и департамента лесного хозяйства. Без этого фермеры годами не могут получить участки в аренду и расширить производство. Третье пожелание - налоговые преференции. Еще в 2015 году местному самоуправлению предоставили полномочия по снижению ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процента. Но воспользовались этой мерой в Свердловской области всего три территории.
Кроме того, сохраняется проблема просрочек по выполненным муниципальным и государственным контрактам. Так, на Южном Урале сумма задолженности достигла уже 98 миллионов рублей.
- Переломить ситуацию сможет лишь усиление ответственности чиновников за неправомерные решения. При этом практики возмещения ущерба бюджету должностными лицами до недавнего времени практически не было. Отсюда необходимость предъявления требований в порядке регресса, - считает зам руководителя аппарата челябинского бизнес-омбудсмена Ольга Милицына.