Чир на безрыбье
Судя по статистике, в Якутии кризисные явления никак не повлияли на бизнес в области отдыха и развлечений. Объем платных услуг, предоставляемых на душу населения учреждениями культуры, в 2013-м составлял 746 рублей и за три года последовательно вырос до 882. Оборот предприятий общественного питания также увеличился с 12,6 до 15,4 тысячи рублей на человека. Причем в этом году показатели в обеих сферах уже повысились на очередные полтора процента.
Казалось бы, какой кризис? В прошлом году ассоциация "Якутская республиканская киносеть" при поддержке федеральных и местных властей даже сумела открыть в райцентрах восемь новых кинотеатров. Однако не все так просто. По словам руководителя ассоциации Петра Чиряева, подобная работа в маленьких населенных пунктах в большей степени имеет социальный характер, нежели коммерческий. Помогают гранты и то, что население желает смотреть кино в хорошем качестве, а потому муниципалитеты заинтересованы в развитии сети кинозалов.
- Они охотно идут навстречу и практически везде, где мы работаем, предоставляют помещения, содержание которых берут на себя. Только в таком случае можно выходить на какую-то рентабельность, - отмечает он.
Непростая ситуация сложилась в ресторанном бизнесе. По нему серьезно ударили запрет на ввоз из-за рубежа обширного ассортимента продуктов и резкое удорожание аналогов.
- Большинство ресторанов с разнообразной кухней и красивой подачей блюд покупали дорогие продукты за пределами республики. В связи с запретом многие позиции были вычеркнуты из меню, - отмечает председатель региональной Ассоциации гостеприимства Татьяна Тымырова.
Впрочем, работники общепита - люди изобретательные. Якутские рестораны начали экспериментировать с местным сырьем. В меню стали появляться такие экзотические блюда, как суши из чира или особуко из жеребятины.
А в 2015 году к кризисным явлениям добавилось ужесточение регионального законодательства в сфере торговли алкоголем. В частности, под запрет попала продажа спиртного в заведениях, расположенных на первых этажах жилых домов. Чтобы обойти эту норму, рестораторы пускались на всяческие ухищрения. К примеру, ввели "пробковый сбор": посетитель приносит алкоголь с собой, а платит лишь за то, чтобы бутылку открыл официант. Однако на каждую хитрость местные власти находили противоядие, и в итоге все такие рестораны и кафе были закрыты либо перепрофилированы.
Обходят стороной
Сахалинцы ужали расходы на развлечения. Например, многие не могут позволить себе сейчас походы в рестораны, разве что по праздникам.
- Раньше после работы могли зайти семьей поужинать куда-нибудь, а теперь - прямиком домой, - говорит жительница областного центра Катерина Колупаева.
По мнению еще одной горожанки Виктории Сыренщиковой, "сейчас ходишь в кафе реже, но платишь больше".
Обе девушки занимаются фотографией, поэтому знают, как обстоят дела и в этой области. По их словам, нынешние свадьбы все чаще проходят без профессиональной фотосъемки: молодожены экономят.
"Как сегодня привлечь клиентов?" - этим вопросом все чаще задаются предприятия сферы услуг.
Сотрудница ресторана корейской кухни в Южно-Сахалинске рассказала "РГ", что по сравнению с прошлым годом количество посетителей незначительно, но уменьшилось. Чтобы на место "сбежавших" пришли новые, заведение организовало доставку блюд. Кроме того, повар-кореец регулярно обновляет меню.
Впрочем, официальная информация более радужная.
- В целом рынок услуг общественного питания городского округа характеризуется стабильностью, положительной динамикой развития, высокой предпринимательской активностью. В Южно-Сахалинске функционирует 438 объектов, в том числе мобильных. В 2016 году было открыто десять новых на 358 посадочных мест, - сообщила сотрудник мэрии Александра Бегалова.
Ударил кризис по сфере культуры. Особенно тяжело приходится коммерческим организациям.
- Нам не помогает государство. Средняя стоимость билета на киносеанс, как и по всей стране, - 300 рублей. Последний раз повышали цены в позапрошлом году. Между тем коммунальные платежи растут стабильно, каждый год, - сетует заместитель гендиректора коммерческого кинотеатра в Южно-Сахалинске Никита Елсуков.
По его словам, недавно он с коллегами заметил еще одну "кризисную" тенденцию. Экономные зрители стали чаще ходить на более дешевые утренние и дневные сеансы. Поэтому в этом году пришлось немного поднять цены на просмотры фильмов в первой половине дня и снизить стоимость билетов на вечер.
Труднее стало работать в условиях кризиса и театрам. Однако, как отмечает специалист по связям с общественностью Сахалинского театра кукол Евгений Таращук, на посещаемости это не отразилось. Два зала - на 200 и 40 мест - практически всегда полные.
Дело здесь не только в демократичной ценовой политике (билет стоит от 250 до 750 рублей в зависимости от спектакля).
- Мы всегда придумываем что-то новое. В 2016 году одними из первых на Дальнем Востоке запустили новый проект - лабораторию "Бэби-театр". Недавно стали работать в жанре "doc". Например, накануне Дня Победы артисты совершили гастрольный тур по области с постановкой "Урок памяти. Помним", - рассказывает он.
На театр в рамках госзадания наложен ряд обязательств. Это и заполняемость залов, и гастрольные туры по области.
- Если урезают финансирование - ищем способы сократить расходы. Приходится иногда играть меньше премьер, - отмечает Таращук.
Столиков нет
В Хабаровске, по всей видимости, времена, когда предприятия общепита находились на грани выживания, миновали.
- После кризиса, уже в 2015 году количество вновь открытых заведений превысило число закрытых. Ушло с рынка 78 предприятий, а появилось 86. В 2016-м начало работу столько же точек общепита, сколько и прекратило. Причем не обязательно закрывшиеся предприятия полностью выпадают из бизнеса. Зачастую они опять работают, но с изменившейся концепций или новым собственником, - говорит Андрей Веретенников, председатель правления Ассоциации рестораторов Хабаровского края.
Общее количество хабаровчан и гостей города, посещающих кафе и рестораны ежедневно, постепенно приближается к уровню 90-х годов прошлого века. В пятницу-субботу во многих заведениях бывает проблематично найти свободный столик. Постепенно идет в рост и количество заказов на семейные или корпоративные торжества.
- Средний чек в большинстве заведений - от одной до полутора тысяч рублей. И оставляют в них посетители практически ту же сумму, что и годом ранее. Цены повысились не более чем на 15 процентов, и связано это с подорожанием продуктов, - пояснил Андрей Веретенников.
Для привлечения посетителей рестораторы идут на различные акции и скидки, организацию летних террас вблизи пешеходных зон, обустройство детских уголков и площадок.
Средняя цена похода в кино в Хабаровске вполне доступная - 300 рублей. На мировые кинопремьеры нередки аншлаги. Для молодежи и студентов в кинотеатре "Гигант" есть льготное предложение - "Кино за рубль!". Правда, уточняется, что рубль - это за минуту показа. То есть билет на фильм средней продолжительностью в 90 минут обойдется этой категории зрителей не более чем в сто рублей.
И никакой кризис не повлияет на преданность хабаровских болельщиков.
- Уже только то, что в 2017-м "СКА-Нефтяник" впервые стал чемпионом России по хоккею с мячом, скажется на росте популярности этого вида спорта, а значит и увеличении числа посетителей крытого стадиона "Ерофей Арена" на матчах в новом сезоне. К тому же в следующем году у нас пройдет чемпионат мира по бенди, - говорит спортивный обозреватель Дмитрий Иголинский.