И "Система", похоже, признала, что у нее мало шансов выиграть судебное противостояние с "Роснефтью". Так можно расценить интервью главы АФК Михаила Шамолина одному из деловых изданий. Согласимся, если одна из сторон судебного спора начинает до суда уверять на страницах газет, что ее позиции безупречны, это воспринимается скептически. Когда участникам спора недостает юридической аргументации, им приходится порой пытаться вызвать общественное сочувствие через публикации в СМИ.
Многие специалисты в области права убеждены, что активы действительно были выведены, акции погашены, "Башнефти" в ходе реорганизации был причинен серьезный ущерб, и по существу на аргументы истцов "Система" возразить не может. Поэтому единственное, на что рассчитывают сейчас "системщики", - это хороший пиар. В интервью Шамолина "Система" предстает в роли компании, радеющей об интересах государства, современной корпорацией, которая обеспечивает рабочие места, строит госпитали, развивает различные направления бизнеса от фармацевтики до микроэлектроники. "Системщики" словно уверяют, что с их опытом и тонким пониманием бизнеса они могут еще пригодиться. Могут, например, кратно повысить капитализацию любого, даже самого захудалого, актива. Только вот что было на практике: деньги в развитие этих активов АФК почему-то не спешила вкладывать, по-видимому, предпочитая выжимать из них максимальную прибыль, прежде чем отдать их законному владельцу, как это было в случае с "Башнефтью".
Можно напомнить, что в 2012 году, как писали СМИ, главный владелец "Системы" Владимир Евтушенков предложил Юрию Лужкову, который тогда только оставил пост мэра и был еще полон энергии, возглавить Совет директоров Объединенной нефтехимической компании (74 % которой составляла "Башнефть"). Юрий Михайлович согласился, но при условии, что в развитие уфимских заводов будет вложено 5 млрд евро, поскольку в противном случае они быстро придут в аварийное состояние. Евтушенков инвестировать эти средства отказался, зато, по данным СМИ, заработал на активе огромные деньги. "Меня не интересуют инвестпроекты окупаемостью сроком более двух лет, - заявлял в интервью Михаил Ходорковский в период расцвета своего бизнеса и добавлял: - А если честно, не более одного года". По-видимому, руководитель АФК, как он признался в одном из интервью, обладает схожей ментальностью.
"Системщики" пытаются сейчас предложить свою версию событий, уверяя, например, что за реорганизацию, в ходе которой улетучились 70 млрд рублей (если судить по собственным убыткам, показанным компанией "Башнефть" в отчетности), голосовали 96% акционеров. Но вот по мнению одного из признанных специалистов в области корпоративного права Романа Бевзенко, "если кто-то покупает акции в ходе недействительной сделки, он получает видимость права, но акционером не становится. Именно поэтому акции у него потом могут отобрать". Когда в 2014 году суд отобрал у "Системы" акции "Башнефти", он признал, что она не является и никогда не являлась законным их владельцем. Это была лишь видимость. Из всех голосовавших за реорганизацию вычтем акции, временно и незаконно находившиеся у "Системы". Получается, что за реорганизацию голосовал лишь 1% от общего числа акционеров. 82% миноритарных акционеров голосовали против.
Еще один важный момент: представители "Системы" уверяют, что в 2014 году суд якобы признал их корпорацию "добросовестным приобретателем и законным владельцем "Башнефти". Однако в действительности такого не было. Все произошло как раз наоборот. Иначе как объяснить судебное решение, согласно которому законный владелец должен отдать актив?
"Система" рассказывает о том, как ей удалось в разы повысить капитализацию "Башнефти". Но, во-первых, это ни в коей мере не снимает с нее обвинения в выводе активов и списании долгов. А во-вторых, стоит напомнить, что именно в период ее владения башкирской компанией резко выросли цены на нефть. К тому же в результате хищнического управления, когда из компании выкачиваются все соки, растут дивиденды, краткосрочным эффектом, действительно, может быть повышение капитализации.
"Но вот сухие цифры, - говорит Рустам Танкаев, генеральный директор ЗАО "ИнфоТЭК-Терминал". - По данным СМИ, в 2010 году "Башнефть" вместе со всеми непрофильными активами стоила 8,4 миллиарда долларов, в 2014-м - 4,6 миллиарда долларов. За это время затраты на добычу выросли почти в два раза - с 19 до 36 миллиардов рублей; коммерческие, общехозяйственные и административные расходы - более чем на 40 процентов, с 11 до 16 миллиардов рублей. Как писала пресса, в 2009 году, когда АФК "Система" только стала основным акционером "Башнефти", долговая нагрузка последней составляла всего 6%, в 2010 году она выросла до 26%, а в 2014 году, в связи с реорганизацией корпоративной структуры, увеличилась до 36%. В период с 2010 по 2014 год среднегодовые операционные затраты "Башнефти" составляли около 7 долларов/баррель, что минимум на 20 процентов хуже отраслевого показателя. По свидетельству СМИ, "Башнефть" была одним из аутсайдеров и по капитальным вложениям в разведку и добычу на баррель нефтяного эквивалента. Показатель 4,5 доллара/баррель в два раза ниже аналогичных показателей ЛУКОЙЛа и "Газпромнефти". Такая же картина наблюдалась и в области нефтепереработки и коммерции. Что касается чистой прибыли, то в расчете на баррель нефтяного эквивалента чистая прибыль за то время, что "Башнефтью" управляли "системщики", сократилась на 36 процентов".
В общем, своими выступлениями в прессе менеджеры АФК пытаются не прояснить проблемы, а, скорее, создать некую благоприятную для себя общественную атмосферу накануне суда. С той же целью "Система" разместила на своем сайте исковое заявление "Башнефти". Даже собственные финансовые результаты "системщики" решили обсудить накануне судебного заседания.