Работать на равных
Директор Мультицентра Ирина Дрозденко называет "пока скромные", по ее словам, цифры: 158 выпускников, 56 трудоустроены, еще для пяти работодатель сейчас обустраивает рабочие места.
Однако если учесть, что действует это учреждение неполных два года, а контингент его учащихся составляют в основном обитатели психоневрологических интернатов или "домашние" инвалиды с серьезными, в том числе и ментальными, нарушениями, результаты впечатляют.
Уникальные методики, разработанные специалистами Мультицентра, позволяют решить проблему трудоустройства инвалидов. Здесь начинают с поиска работодателей, но даже подготовив работника по сделанной заявке и убедившись в его грамотном трудоустройстве (соцпакет, белая зарплата, учет требований индивидуальной программы реабилитации), продолжают патронировать обе стороны: и работника, и работодателя.
- Не секрет, что зачастую работодатель, соблазненный 500 тысячами рублей субсидий за оборудование специального рабочего места для инвалида, и даже психологически готовый взять человека с ограничениями по здоровью в свою компанию, не всегда бывает готов к этому юридически. В зоне риска находятся обе стороны, - отмечает Ирина Дрозденко.
Свести к минимуму эти риски и призвано сопровождение работника-инвалида (правовое, медико-социальное, психологическое), которое обеспечивает Мультицентр своим учащимся после их выпуска. А для работодателя этот пакет рекомендаций Ирина Дрозденко в шутку называет "инструкцией по применению работника-инвалида".
Звучит это, может быть, и не совсем "политкорректно", но на самом деле отражает очень важный принцип работы Мультицентра: относиться к людям с серьезными ограничениями по здоровью не как к обузе или объекту милосердного попечения, а по-партнерски, на равных, уважительно. И вручив им вместо рыбы удочку - не бросать один на один на краю "водоема", а проследить, чтобы улов пошел на пользу. Всем: и самому рыболову, и обществу, в котором он живет.
Чудо-мастера
Мы идем по просторным коридорам центра, заглядываем в мастерские. Здесь занимаются специалисты по клинингу, здесь - будущие мастера по ремонту обуви, здесь - ремесленники: берестянщики и керамисты. Примерно десяти профессиям сегодня обучают в Мультицентре. И если садовники, обувщики, повара, операторы ЭВМ - уже понятные и опробованные профессии, то мастера народных промыслов и ремесел - совсем новое направление.
Любе Ивановой - 28 лет, Славе Викторову - 42, оба они проживают в Кингисеппском интернате, оба попали сюда после детских домов. Поставленный когда-то в детстве диагноз и 2-я группа инвалидности не мешают Славе и Любе освоить редкую художественную профессию - керамист. Глядя, как ловко управляются оба с гончарными кругами, как быстро выходят из-под их рук симпатичные глиняные сомики с выразительными плавниками и усищами, понимаешь: они вполне способны вписаться в любую ремесленную артель. Мастер обучения Гульчехра Батуралиева вполне согласна с этим мнением.
- Вчера за три часа они вдвоем 15 штук вполне качественных сувениров изготовили, - подчеркивает она. - Осталось только обжечь, заглазировать - и на продажу. Работы вполне могут разойтись и по 200, и по 300 рублей за штуку. Даже если половина этих денег пойдет на зарплату мастерам - уже хороший приработок к пенсии.
А 17-летний Богдан Романов не слышит, не говорит и не владеет жестовой речью. Но его мелкая моторика способна восхитить даже опытных мастеров. Он уже весьма успешно прошел курс работы с берестой, а сейчас осваивает керамику. В будущем, уверены специалисты, Богдана охотно примут хоть берестянщиком, хоть гончаром. С его-то навыками и необыкновенной самоотдачей...
Было бы куда.
Артельные адреса
- Это одна из самых острых на сегодня проблем, - подтверждает Ирина Дрозденко. - Причем, это - не проблема Мультицентра, а проблема региона под названием Ленинградская область. Которая, кстати говоря, в августе будет отмечать свое 90-летие.
Не секрет, что своей сувенирной продукции Ленобласти явно не хватает. Туристы, уверена она, охотно покупали бы то, что является для наших мест имиджевым брендом, а говоря проще - исконно родным, традиционным, доставшимся в наследство от прадедов: те же берестяные изделия, глиняную утварь. Преподаватели берестяного промысла Татьяна Самкова и Анна Король рассказывают, как японцы, побывавшие с экскурсией в Мультицентре, просто смели со стеллажей в классе всю продукцию, выполненную руками учащихся: и туеса, и обложки для документов, и берестяные украшения...
Однако пробиться на сувенирный рынок Санкт-Петербурга или других городов Ленобласти мастерам-инвалидам пока не удается.
- Эту проблему надо решать комплексно, - уверена Ирина Дрозденко. - Если в Петербурге еще сохранилась гильдия ремесленников, сохранились производства, куда, кстати, мы возим своих керамистов на практику, то в Ленинградской области таких производств нет, они не сохранились. Есть лишь небольшие частные компании, которые не готовы принимать наших ребят из-за отсутствия условий. Уже полгода мы ведем переговоры с нашей торгово-промышленной палатой по возрождению ремесел, традиционных для Ленинградской области. Я встречаюсь с музейщиками, искусствоведами, представителями малых народностей... Все для того, чтобы на базе нашего центра мы отработали ребрендинг, линейку продукции, свойственной именно нашему региону. Уверена, что со временем нам удастся создать такие артели, ремесленные бригады на базе совершенно разных учреждений Ленинградской области.
Примеров того, как выпускник Мультицентра становится вполне успешным работником, умеющим, несмотря на инвалидность, обеспечить себя зарплатой, а регион - законными налоговыми отчислениями, здесь могут привести немало. Если же вести речь об изготовителях сувенирной продукции - их гораздо меньше. Скажем, житель Выборга Владимир Титов, бывший сотрудник силовых структур, получил серьезную травму, которая и усадила его в коляску. Прошедший обучение по профессии "мастер-обувщик", Владимир настолько увлекся работой с кожей, что кроме сапожного дела освоил еще и смежную специальность: изготовление сувениров из кожи. Его приняли на работу в Выборгский замок, и хотя Владимир, по существу, является надомником, именно его продукция создает славу городу и сохраняется у туристов на память о главной достопримечательности Выборга.
А на днях в Гатчине сотрудники Мультицентра смотрели помещение для открытия мастерской по берестяному промыслу, в июле планируется его открытие. Почему именно в Гатчине?
- Да потому, что именно в Гатчинском интернате проживает наша выпускница, наша звездочка берестяного промысла Ольга Релина, - говорит Ирина Дрозденко.
Есть в этом городе и музей-заповедник, в киосках которого сувенирная продукция тоже будет пользоваться спросом. Но это - единичные случаи. А Ирина Дрозденко мечтает о том, чтобы была выработана система. Чтобы на прилавках сувенирных лавочек продукция с логотипом Ленинградской области, изготовленная выпускниками Мультицентра, была заметна и востребована. Кстати, именно тот факт, что она выполнена руками людей "с особенностями", должен являться дополнительным конкурентным преимуществом. Ведь, приобретая эту продукцию, мы как раз и проявляем ту самую солидарность, которую принято называть словом "поддержка"...
Однако высокое качество требует не только хорошо подготовленных кадров: нужно еще и качественное оборудование, и развитая система сбыта.
- Именно поэтому у нас сейчас идут постоянные переговоры, - подчеркивает Ирина Дрозденко. - Я - член рабочей группы по созданию государственной программы Гильдии ремесел, которая предполагает сначала создание нормативных локальных актов (положений и регламентов), определяющих состав участников, их полномочия и алгоритм взаимодействия с государственными структурами. Пока же нас никак не могут определить: мы к культуре относимся или к малому и среднему бизнесу? Как только доходит дело до того, кто будет отвечать и тратить деньги, руководители ведомств как-то снижают активность в сотрудничестве с нами. Но именно сейчас, в преддверии 90-летия области, настал момент, когда можно и нужно лоббировать этот вопрос. Потому что от этого зависит будущее наших выпускников. Их занятость, качество их жизни, наконец, эффективность всех государственных инвестиций, вложенных в их подготовку.
"Дайте мне кого-нибудь спасти"
К Ирине Дрозденко нередко обращаются люди, готовые внести свой вклад в это дело. При этом зачастую лейтмотив их обращений таков: не хочу вкладывать в станки и стены, дайте мне кого-нибудь реально спасти, хочу помочь живому человеку.
- Но ведь таким образом мы только тешим свое эго, - говорит она. - Мне очень хочется, чтобы наши земляки-благотворители пересмотрели свой подход: чтобы из жертвователей стали соучастниками конкретного проекта. Если бы у нас в обществе доминировала такая позиция, а не только "милосердная модель", модель жалости к инвалидам как к братьям нашим меньшим, это пошло бы на пользу всем: и обществу, и инвалидам. Сегодня инвалидность - это ярлык на всю жизнь, это социальный статус. А так не должно быть! Не сострадать и откупаться - с инвалидами надо просто жить... вместе учиться, сообща трудиться, видеть в каждом гражданина страны. Работодатель зачастую рассматривает сегодня инвалида на своем производстве как некое обременение, ненужные риски и угрозу... И не сознает, что главная угроза для всех нас - снижение накоплений в пенсионный фонд. Медико-социальные прогнозы таковы, что количество получателей пенсий и пособий со временем будет только нарастать. Мы уже сегодня должны закладывать базу для этого будущего. Где искать ресурсы? Везде, где можно. И работающие инвалиды трудоспособного возраста - высокомотивированный кадровый ресурс, который обязательно стоит рассматривать. Не говоря уже о том, что благодаря занятости и постоянной работе люди смогут жить достойно.