Напомним, что сейчас по закону о торговле если доля одной торговой сети в регионе превышает 25 процентов всех реализованных там за год товаров, то она не имеет права открывать торговые точки. Общий же объем присутствия торговых сетей ничем не ограничен. Хоть 100 процентов.
Поэтому федеральные сети, которых сегодня в стране уже около 20, все больше проникают в регионы, выкупая помещения у малого и среднего торгового бизнеса и открывая там свои супермаркеты. Буквально за считанные дни вместо магазинов шаговой доступности появляются сетевые ретейлеры.
С приходом только одной торговой сети в средний по размеру российский город там закрывается до трех десятков магазинов и местных компаний. Такую статистику привели "Российской газете" в Торгово-промышленной палате.
Местный бизнес, естественно, возмущается и просит защиты от монополистов. Недовольны и региональные производители, которые годами поставляли свои продукты в локальные магазины, но с приходом федеральных сетей вынуждены искать новые рынки сбыта, так как крупный ретейл практически не работает с мелкими поставщиками. Не выгодно. Как рассказала в беседе с корреспондентом "Российской газеты" вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова, с приходом в отдельно взятый населенный пункт численностью до 100 тысяч человек федеральной торговой сети там закрывается 20-30 магазинов и местных производств. А это не только уменьшение доходов местной казны, но и сокращение рабочих мест.
Торговля в России последние 30 лет - лидирующая отрасль по занятости населения. В торговле заняты свыше 12 миллионов россиян или более 18 процентов экономически активного населения. А для небольших городов торговля - один из главных источников существования населения. И малый бизнес играет здесь не последнюю роль. Именно поэтому на встрече президента Владимира Путина с членами Совета законодателей председатель Тюменской облдумы Сергей Корепанов выступил с инициативой ограничить совокупное присутствие федеральных торговых сетей в регионах. Президент тогда ответил, что нужно "внимательно послушать разные точки зрения". Главное - не навредить потребителям.
Опрос профильных экспертов, проведенный "Российской газетой", показал, что все действительно не так однозначно. И многие эксперты призывали не преувеличивать значение федерального ретейла.
"На самом деле у нас он не такой уж и большой, - уверял гендиректор Института маркетинговых исследований Александр Демидов.
По его словам, в общем объеме торговли доля федеральных сетей примерно процентов 30, а в Европе - более 90 процентов торговли.
"И что бы мы ни говорили, - продолжает Демидов, - но сейчас покупатель идет в дискаунтеры, которые принадлежат федеральным торговым сетям. Пока платежеспособность населения не вернулась к докризисным показателям, люди будут вынуждены экономить и ходить по магазинам, которые предлагают большие скидки. А это могут сделать только крупные продавцы".
И, как поясняет директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов, чем выше объемы закупок, тем ниже цены. К тому же ведущие мировые производители чаще и охотнее проводят промоакции именно в федеральных торговых сетях.
Но это не значит, что магазины малого бизнеса надо закрыть. Или взять курс на расширение сетей. По мнению Демидова, это разные сегменты торговли. И у них разные потребители. "Магазины у дома" не вымрут, как некоторые предрекают, - уверен эксперт. - Сейчас уходят с рынка те, которые не сумели найти свою нишу: значит, не там располагались и не тем торговали".
Несколько иное мнение у Сергея Кузнецова. Дело не только в ошибках маркетинга. Эксперт напоминает, что существует еще средний сегмент торговли - региональные торговые сети. Их более 70. Как раз они и работают с локальными производствами и индивидуальными производителями. Но если этот формат был привлекателен до кризиса 2014 года, то сейчас им сложно конкурировать с "федералами". Ведь фермерская сметана и творог все равно стоят больше, чем продукция массового спроса.
"Мы готовим обращение в ФАС с просьбой узаконить деятельность торгово-закупочных союзов, - говорит Кузнецов. - Сейчас разница в закупочных ценах для федеральных и региональных сетей составляет 30-40 процентов. Раз региональные сети не могут осилить большой опт, надо делать закупки сообща. Сегодня это невозможно из-за антимонопольного законодательства, которое подразумевает сговор при совместных закупках. Необходимо либо внесение изменений в закон, либо разъяснение ФАС". Появление на полках региональных сетей недорогих товаров, по мнению Кузнецова, сохранит региональную торговлю, а вместе с ней и местных поставщиков.
Информацию для размышления подбросил и президент коалиции владельцев малых торговых форматов, вице-президент "ОПОРы" Владлен Максимов: "Знаете, что мешает торговать малому бизнесу? Административное давление в целом, различные схемы, мешающие нестационарной торговле, ограничения торговли подакцизными товарами". Так что, действительно, предстоит серьезно разобраться: надо ли трогать давно и эффективно работающий закон о торговле или пересмотреть другие нормы, которые мешают развиваться магазинам "у дома".