…Краткий курс по раздельному сбору отходов прошли воронежцы на передвижной выставке экоактивистов. Автобус, груженный разнокалиберным мусором и наглядными пособиями, делает остановки в крупных городах страны. Рядовым жителям объясняют, что сдавать на переработку бумажки и бутылки не так уж сложно. С чиновниками обсуждают лучшие практики обращения с ТКО - выгодные и природе, и бизнесу.
- Внедрение раздельного сбора и переработки ТКО зависит в первую очередь от властей на местах, а не от Москвы. Это доказывают такие города, как Саранск и Оренбург, где возможность раздельного сбора в своих дворах имеет около половины жителей, - сообщила координатор проекта "Ноль отходов" Виолетта Рябко. - Причем в Оренбурге есть даже специальные контейнеры для пищевых отходов, из которых делают удобрения и биогаз. Это уникальный опыт для России, и активность людей показывает, что его стоит распространять.
В общем объеме бытового мусора треть приходится именно на остатки еды, остальное - упаковка. Технологий для ее переработки немало, проблема в том, что все попадает в одну кучу. На полигоне удается извлечь мизерную часть полезных фракций.
- В дворовом баке и мусоровозе отходы пачкаются, спрессовываются, намокают… Бумага и картон становятся непригодными для дальнейшего использования, - объяснила Рябко. Можно откопать пластик, но это будет пара процентов от общей массы. Эффективнее сортировать отходы там, где они образуются. Во многих городах России принимают на утилизацию картон, стекло, батарейки, энергосберегающие лампы, пластиковые бутылки (в том числе от бытовой химии и растительного масла) и полиэтилен, металлические банки и упаковки типа Tetra Pak. Да, пунктов приема недостаточно. Но люди выходят из положения, сообща формируя партии для вывоза тех или иных отходов. Так делают и общественные организации, и неформальные объединения - активисты договариваются через группы в соцсетях.
Воронежский проект "Меняю мусор на деревья" вырос из личной инициативы Анны Кудасовой - год назад девушка собрала бутылки у водохранилища, сдала в утиль, а на вырученные деньги купила саженцы для озеленения берега. Дальше были публичные акции, теперь у проекта есть юрлицо и помещение в центре города, куда можно принести макулатуру или батарейки. Создан сайт с интерактивной картой пунктов приема вторсырья.
За последний год во многих дворах, в основном в спальных районах, появились контейнеры для пластика. Где-то эти "сетки" предназначены только для ПЭТ-бутылок, где-то - для нескольких видов упаковки.
- У нас на контейнере висит объявление, что можно бросать. Приведены образцы маркировок. Мы их запомнили и теперь изучаем дома все покупки. И упаковки от макарон подходят, и даже пакетики от "пирамидок" чая, - поведала жительница Воронежа Марина Кузнецова. - Моя подруга тоже стала собирать разный пластик, а оказалось, что у нее во дворе в "сетку" можно кидать только бутылки. Муж требовал убрать хлам из квартиры и грозился отнести его в обычный бак. Тогда она привезла "накопления" к нам - чтобы все гарантированно пошло на переработку!
По словам руководителя управления экологии Воронежа Натальи Ветер, дворовые контейнеры для пластика неприбыльны для компаний, которые их установили: "Это чисто гражданская инициатива". Был случай, когда с фирмы, организовавшей вывоз бутылок из дворов, местная управляющая компания еще и потребовала плату за пользование землей под контейнерами. Тогда "сетки" просто исчезли. Быстро привыкшие к ним жители стали жаловаться в УК и добились, чтобы контейнеры вернули.
Недавно мэрия установила цветные баки для стекла, металла и пластика в двух воронежских парках и заключила договор с организацией, которая будет забирать мусор на переработку.
- Активисты, которые всегда ратовали за раздельный сбор отходов, начали писать мне в соцсетях, что это неуместный пиар. Но мы считаем, что контейнеры - часть экологического просвещения, - подчеркнула Наталья Ветер. - В Центральном парке летом по будням гуляет до пяти тысяч человек, там работают нестационарные торговые объекты - отходов образуется масса. Еще пять лет назад все были уверены, что наш человек не готов сортировать мусор. Но "сетки" во дворах доказывают обратное.
Сложнее с опасными отходами. Сдать бесплатно аккумуляторы и батарейки можно либо в рамках городских акций, либо в популярной торговой сети. Энергосберегающие светильники должны принимать в офисах управляющих организаций, но на практике люди не могут в рабочие часы мотаться в свои УК, чтобы выбросить пару перегоревших лампочек.
- Ставить емкости для опасных отходов в общем доступе было бы не совсем верно. УК нашего дома тоже не осуществляет сбор энергосберегающих ламп. Хотя по закону - должна. Увы, полномочия управления экологии крайне ограниченны. Максимум - можем составить протокол и направить в административную комиссию для наложения штрафа в размере тысячи рублей. Компаниям проще отдать такую сумму, чем выполнять требования, - констатировала Наталья Ветер.
Интересную схему для раздельного сбора отходов в частном секторе придумал чиновник Владимир Конов из Рыбинского района Ярославской области.
- Это так называемый бестарный вывоз мусора. Контейнеров на улицах нет. Местная компания выдает пакеты: в одни надо класть конкретные виды отходов, в другие - все остальное. У людей есть стимул к сортировке: они платят только за тот мусор, который поедет на полигон ТКО. А вторсырье вывозится даром. В это вовлечена значительная часть жителей, - заверил координатор проекта "Ноль отходов" Дмитрий Нестеров. - Насколько мне известно, эта схема больше нигде пока в России не применяется. Но она очень перспективная. В самом Ярославле тоже есть хороший опыт: вся информация по приему вторсырья размещена прямо на сайте мэрии - где какие контейнеры, когда ближайшая экологическая акция… По нашим прикидкам, доступ к раздельному сбору там имеет более четверти горожан. В Мытищах Московской области этот показатель - 77 процентов. Население там мотивирует гибкий тариф: чем больше вторсырья (которое вывозится бесплатно) вы сдаете, тем меньше платите за вывоз мусора.
Виктор Ступин, руководитель управления Росприроднадзора по Воронежской области:
- Доля отходов, вторично вовлекаемых в оборот, в 2016 году увеличилась в регионе с 33 до 68 процентов. Это решает не только экологические, но и экономические задачи. На маслоэкстракционных заводах сжигают лузгу и используют энергию на свои нужды. Одно из таких предприятий, самое крупное, гранулирует излишки шелухи и реализует как топливо сторонним организациям. На 80 процентах сахзаводов ведется грануляция жома (на Западе его скармливают скоту) - а раньше этими кислыми водами все дороги были залиты в сезон переработки свеклы. С 2009 года россошанские производители минудобрений сушат отходы своего производства, которые затем могут применяться в стекольной промышленности или как мелиорант. Количество отходов животноводства растет, так как в регионе реализуются крупные инвестпроекты. Но из птичьего помета уже делают 15 тысяч тонн удобрений в год. Нередко бизнесу дешевле оплатить штраф, чем вкладываться в экологические программы. Пока дрожжевым заводом в Воронеже владели турки, они не занимались очисткой стоков - в их стране это нормально. Когда предприятие купили французы, то сразу приобрели установку по очистке сусла.
На промпредприятиях еще как-то контролируют сбор отходов, поскольку стараются рационально использовать ресурсы и считать деньги. А вот сортировка коммунального мусора у нас не развита. Не утилизируется осадок очистных сооружений (в других регионах из него делают удобрения). Не налажена переработка ртутных ламп и аккумуляторов. Огромную проблему создает транспортный комплекс - там образуются отработанные масла, технические жидкости, шины… И главное - трудно найти сбыт переработанному сырью.
Максим Увайдов, зампредседателя правительства Воронежской области:
- Наш регион тратит на природоохранные мероприятия три миллиарда рублей в год! Обсуждается вопрос о том, чтобы ввести раздельный сбор бумаги и пластика в школах. Но для начала надо научиться выбрасывать мусор хотя бы в положенных местах. Может, стоит ввести уже крупные штрафы для тех, кто по пути на работу кидает из окна машины мешки мусора на обочину? Пусть ездит "Зеленый патруль" - машина с системой фотофиксации, как у ГИБДД. В Европе за такое полторы тысячи евро придется выложить, а у нас - безнаказанность.