Торг неуместен
В целом по стране антимонопольные органы возбудили в прошлом году 330 дел о картелях - на 18 процентов больше, чем в 2015-м. В 80 процентах случаев речь идет о сговорах на торгах. Причем "аукционные" картели, как отмечают в ФАС России, за последнее время качественно изменились. До 2014 года в них, как правило, принимали участие не более 10 компаний и организаций, чья деятельность охватывала несколько закупочных процедур. Сейчас по таким делам проходят десятки фигурантов. Количество же торгов, охваченных деятельностью одного картеля, исчисляется сотнями.
В Псковской области территориальное управление ФАС возбудило в прошлом году два антимонопольных дела о картельных сговорах. В текущем году было уже пять таких дел. В частности, в заключении антиконкурентного соглашения, которое могло повлиять на результаты двух крупных бюджетных аукционов, заподозрили администрацию Пскова и две коммерческие структуры.
- Псковская область не отстает от общероссийских тенденций. Подавляющее большинство картелей, фиксируемых в нашем регионе, это сговоры на торгах, - делится информацией руководитель регионального УФАС Ольга Милонаец. - Дело в том, что в последние годы в нашей стране появился работающий механизм раскрытия "аукционных" соглашений. Федеральная антимонопольная служба и территориальные управления наладили сотрудниче-ство с электронными площадками, где проводятся аукционы, с федеральным казначейством, банковскими структурами. Мы получаем информацию о подозрительных закупочных процессах, можем проверить движения средств от подрядчиков к субподрядчикам, что позволяет оперативно возбуждать антимонопольные дела и собирать законодательную базу.
Лабораторный сговор
С чем же связан "картельный бум"? С одной стороны, на статистику влияет рост раскрываемости этих правонарушений, отмечают эксперты. С другой стороны - непростая экономическая ситуация в стране, под воздействием которой некоторые предприниматели все чаще предпочитают не конкурировать с другими игроками рынка, получив тем самым какие-то бонусы.
В Новгородской области в прошлом году возбудили и рассмотрели три антимонопольных дела о картельных сговорах. Их фигурантами стали две коммунальные компании, утвердившие одинаковую стоимость услуг по удалению и обработке твердого мусора и разделившие рынок, трое поставщиков медицинского и лабораторного оборудования, которые несколько лет поддерживали высокие цены на электронных аукционах, и 19 охранных фирм, имитировавших борьбу на торгах.
- По картелю охранников пока идет судебное разбирательство, - рассказывает ведущий специалист отдела антимонопольного контроля УФАС по Новгородской области Мигель Аванесян. - Игроки рынков отходов уже получили "оборотные" штрафы.
Одного из участников "лабораторного" сговора, который первым сознался в антиконкурентных действиях, согласно кодексу об административных правонарушениях, освободили от ответственности. Еще для двух компаний финансовое взыскание было минимальным благодаря "явке с повинной". Одна фирма заплатит 100 тысяч, другой присудили около 300 тысяч рублей, которые сейчас пытаются взыскать судебные приставы.
В то же время общая стоимость государственных контрактов, которые компании выиграли в рамках картельного сговора, составила очень солидную сумму - 172 миллиона рублей. Заказчиками выступали больницы, ветеринарные и санитарные лаборатории и другие государственные учреждения здравоохранения практически всех регионов Северо-Запада. Из-за согласованных действий поставщиков организаторам аукциона удалось снизить начальные цены не больше, чем на один процент.
Причем на конкурентных медицинских торгах бюджетные учреждения способны экономить, по экспертным оценкам, от 15 до 30 процентов средств закупочного фонда. То есть из-за участников сговора, которым присудили штрафы на общую сумму 400 тысяч рублей, государство могло потерять 25-50 миллионов. И речь идет лишь об одном из трехсот картелей, раскрытых в прошлом году.
Полицию зовут на помощь
Вообще-то денежные санкции за заключение картельных соглашений могут быть очень значительными. Раньше они варьировались от одного до пятнадцати процентов от размера выручки компании на рынке, где было совершено правонарушение, но не меньше ста тысяч рублей. В апреле текущего года нижний порог штрафа для "картельщиков" подняли до трех процентов. Но участники сговоров, зная о возможном вмешательстве антимонопольной службы, нередко выставляют на торги новые фирмы с нулевым оборотом. Иногда лояльность проявляют суды, приговаривая "раскаявшихся" нарушителей к минимальным штрафам.
Еще один фактор, который мешает бороться с инициаторами антиконкурентных соглашений, лежит в плоскости уголовно-правовой политики. В уголовном кодексе есть статья "ограничение конкуренции". Ее можно применять к членам картелей, причинивших крупный ущерб государству или получивших выгоду в крупном размере. Однако в прошлом году, по информации ФАС России, органы внутренних дел выявили всего три картеля и возбудили три уголовных дела. Ни одно из них не было направлено в суд.
Без помощи правоохранительных органов тормозится и расследование дел, не связанных со сговорами на торгах, развивает тему Ольга Милонаец. Если выявлять незаконные "аукционные" соглашения антимонопольщикам помогают операторы электронных торговых площадок, собрать доказательную базу по другим устным или письменным антиконкурентным соглашениям, оперируя только полномочиями ФАС, очень сложно.
- Иногда требуется, к примеру, доступ к переписке участников сговора, записям их телефонных разговоров, - поясняет Ольга Милонаец. - Получить эту информацию можно только в рамках расследования уголовных дел. Поэтому хотелось бы, чтобы правоохранительные органы относились к заключению антиконкурентных соглашений, причинивших государству крупный ущерб, как к очень серьезным преступлениям, которые подрывают экономику страны.
Открыть рынки
По мнению декана юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергея Цыпляева, ужесточение штрафных санкций для участников картельных сговоров не даст результатов, если судебная система не сможет обеспечить неотвратимость подобного наказания. Но даже самые жесткие и самые справедливые приговоры, выносимые регулярно и без исключений, не помогут, если не решить проблему барьерного входа новых игроков на многие рынки страны.
- Приведу простой пример. В нашей стране чрезмерно, на мой взгляд, зарегулирован рынок таксомоторов, - рассуждает Сергей Цыпляев. - Покрась машину в определенный цвет, установи шашечки, таксометр, получи лицензию. В результате мы имеем минимальное количество легальных компаний на рынке, вступающих в сговоры, и огромное количество теневых таксистов. И о повышении уровня безопасности перевозок, на что в том числе были направлены новые правила работы такси, речи не идет. В Грузии стать легальным частным извозчиком может любой владелец автомобиля. Не надо получать никаких лицензий, платить взносов, просто бери и вези. Налогообложение рынка - в акцизе на бензин. И конкуренция настолько велика, что таксисты готовы за минимальные деньги выполнить максимальные требования клиентов. В том числе и требования, связанные с безопасностью поездки.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересмотреть все факторы, ограничивающие вход новых игроков на рынки, убрать лишние барьеры, уверен эксперт. Кроме того, важно законодательно запретить передачу государственных контрактов избранным предпринимателям без конкурса.
- И еще важнее - попытаться изменить отношение чиновников, сотрудников контролирующих органов, предпринимателей, граждан к антиконкурентным действиям, - продолжает Сергей Цыпляев. - Сделать так, чтобы картели и прочие сговоры воспринимались как нечто постыдное. Необходимо объяснять школьникам, студентам, что конкуренция - это двигатель развития экономики. Если ее ограничивать, товары и услуги вокруг будут дорогими и некачественными.
С тем, что антимонопольное законодательство нашей страны нуждается в изменениях, согласен и доцент департамента менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Владимир Беляков.
Принципы, на которых базируется действующий закон о защите конкуренции и соответствующий раздел административного кодекса, закладывались еще в прошлом веке. С тех пор появилось много новых коммуникационных инструментов и, соответственно, новых возможностей заключения антиконкурентных соглашений.