14.06.2017 14:10
Власть

Водителям из ЕАЭС вернут возможность работать без российских прав

Работающие в России белорусские водители ждут решения союзного правительства
Текст:  Дмитрий Умпирович
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №22 (794)
Более одиннадцати тысяч белорусских водителей, трудоустроенных в российских транспортных компаниях, похоже, отделались легкой нервотрепкой. В самое ближайшее время им обещают вернуть право на труд, которого они лишились 1 июня.
Читать на сайте RG.RU

В этот день, напомним, в РФ вступил в силу закон, запрещающий работать профессиональными шоферами лицам с иностранными водительскими удостоверениями.

- Честно говоря, не всё учли, - признает Посол России в Беларуси Александр Суриков. - Поэтому после лета к закону примут поправки, исключающие требование о необходимости иметь российские права водителям из стран Евразийского экономического союза. Естественно, и Беларуси. А пока есть договоренность, что на ближайшем заседании Совета Министров Союзного государства, которое состоится в Санкт-Петербурге, правительствами двух стран будет принят временный акт.

Транспортное пространство стран ЕАЭС может станет единым с 2025 года

Подобный поворот обрадует не только всполошившихся трудовых мигрантов, уже начавших было подумывать о вариантах продолжения карьеры, но также их работодателей. Представители перевозчиков не скрывают: высококвалифицированных кадров - дефицит, российские водители по сравнению с их коллегами из-за рубежа требуют более высокую зарплату.

А для транспортных компаний этот факт, дело ясное, весьма невыгоден. Может привести к резкому увеличению затрат, а соответственно, и к росту цен на грузоперевозки. На отсрочку принятия решения российские компании на этот раз даже не рассчитывали и уже понесли определенные издержки на переподготовке водителей - о необходимости введения подобной нормы говорят уже четыре года, даже сроки сдвигались дважды. "Красный свет", к слову, перед гастарбайтерами решили зажечь после резонансного ДТП в Московской области летом 2013 года, когда "КАМАЗ" протаранил рейсовый автобус. 18 человек погибли, более 60 пострадали. Позже выяснилось, что права водителю большегруза были выданы в Армении, а 30 процентов всех аварий на российских дорогах происходят по вине иностранцев. Эксперты в ответ на этот довод резонно замечают: к представителям Средней Азии действительно то и дело возникают вопросы. Только почему, возмущаются водители, с которыми мне удалось пообщаться, в "черный список" внесли всех огулом, не разбираясь в национальностях, стаже работы, наличии или отсутствии удостоверения международного образца и союзных договоренностях?

- Из 120 тысяч водителей, работающих по найму в России, 70 тысяч не имеют российских прав, - приводит данные глава Комитета Госдумы ФС РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев. - В их числе 11,5 тысячи белорусов (трудоустроенные в основном в Смоленской и Брянской областях) и около 30 тысяч киргизов. В ряде городов в связи со вступлением в силу закона фактически может быть блокирована работа общественного транспорта, где трудятся много иностранцев. Например, в Санкт-Петербурге почти 50 процентов водителей - именно из стран СНГ.

Как будет работать единый рынок лекарств и медизделий ЕАЭС

В самой Беларуси за ситуацией наблюдают спокойно. Ведь на работу местных перевозчиков принятый закон никак не повлиял. Для дальнобойщиков, работающих в белорусских компаниях, все осталось, как и прежде, - российские права, чтобы колесить по тамошним дорогам, им получать не нужно. К тому же, заявлял по горячим следам министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак, принятое россиянами решение можно рассматривать как шаг, который позволит белорусским водителям-международникам вернуться домой и закрыть дефицит водительских кадров в стране:

- В белорусских компаниях существует огромная кадровая проблема. Ведь чтобы подготовить водителя-международника, надо затратить много усилий, вложить кучу средств. Поэтому наши перевозчики восприняли эту норму как облегчение, - отметил министр. - Хотя как гражданин я могу сказать, что когда есть препятствие поехать куда-то работать, это не очень хорошо.

И водители, и их работодатели сейчас находятся в режиме ожидания. Эксперты анализируют: российские перевозчики резких движений, направленных на разрыв контрактов с иностранными водителями, решили не делать. Благоразумно выждали паузу, работая, как и прежде. Ведь, несмотря на глобальную подготовку, даже техническая возможность сдать на российские права для белорусских шоферов в той же Смоленской области так и не была предоставлена. Теперь все ждут вестей из Санкт-Петербурга. Свое веское слово в решении проблемы должно сказать союзное правительство.

Позиция Союзное государство России и Беларуси Евразийский экономический союз (ЕАЭС)