Неприметный склад в городе Оби был буквально забит не только готовой продукцией, но и еще неразведенным сырьем. Здесь находилось более десяти тысяч пол-литровых бутылок водки различных марок, которая, естественно, не имела ничего общего с настоящим продуктом. Кроме того, в десятилитровые канистры был разлит этиловый спирт - около 4,5 тысячи литров, который не успели пустить в ход. В этом же помещении стояли огромные емкости со спиртосодержащей жидкостью крепостью тридцать градусов.
Весь этот товар вместе с оборудованием был арестован и изъят, межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по СФО проводит административное расследование. Один из тех редких случаев, когда производство и склад контрафакта удалось выявить до того, как продукция попала на полки магазинов - которые, кстати, до сих пор не брезгуют продавать незаконную продукцию либо не удосуживаются выяснять ее происхождение.
С начала этого года в связи с нарушениями торговли алкоголем в Сибири было аннулировано девятнадцать торговых лицензий (в том числе четыре оптовых). За пять месяцев в СФО по результатам проверок возбуждено почти сорок административных дел, а 24 организации оштрафованы в целом на 3,3 миллиона рублей.
Перекрываются и каналы поставки контрафакта.
- Расширение функциональных возможностей системы ЕГАИС позволило выявлять схемы оборота нелегальной алкогольной продукции, а также организаторов этих схем. С начала года выявлены две подобные схемы. Для того чтобы не быть вовлеченными в схему нелегального оборота, организации-участники рынка, подключенные к ЕГАИС, могут самостоятельно проверять цепочку поставки благодаря открытым для них возможностям документооборота автоматизированной информационной системы, - отмечает глава управления Росалкогольрегулирования по СФО Алексей Крупин.
Между тем претензии ведомства порой относятся не только к производителям явно фальшивого алкоголя, но и к крупным заводам. В пример можно привести судебное разбирательство, которое скоро начнется в отношении барнаульского предприятия "МПА-1". Компания производит (по итогам первого квартала этого года) 96 процентов всего сидра, выпускаемого на территории Сибири, а ее производственные мощности - 700 тысяч декалитров в год.
"МПА-1" выпускает сидр разного ценового сегмента, который поставляют на прилавки и барные полки под разными наименованиями. Проверка контролирующего алкогольный рынок ведомства показала, что сидр BarStyle алтайского производителя не соответствует нормативам, то есть является фальсификатом.
- Согласно экспертному заключению, BarStyle не отвечает требованиям государственных стандартов по органолептическим и физико-химическим показателям. Алкогольный напиток не соответствует термину "сидр", установленному федеральным законом, так как в его составе содержатся пищевые добавки, запрещенные к использованию в технологии производства натуральных напитков. Он содержит подсластитель сахарин Е 954, консервант бензоат натрия Е 211 и синтетический краситель тартразин Е 102.
Все эти добавки не являются вредными, разрешены к использованию, но понятно, что с таким составом речи о натуральности продукта не идет. Ставка акциза, применяемая к натуральным напиткам, составляет десять рублей, а к тем, что называются просто слабоалкогольными, - почти в два с половиной раза больше. Какой доход государство недополучило от производства напитка - вероятно, выяснится только в ходе судебного разбирательства. В самой компании обвинения в производстве фальсификата отвергают, заявляя, что не производят ничего, запрещенного законом.
- Мы не в первый раз сталкиваемся с претензиями контролирующих органов, но даже сами эксперты, которые проверяют нашу продукцию, не могут ответить, в чем мы нарушаем производственный процесс, - подчеркивает директор по маркетингу компании "МПА-1" Александр Хлыстов. - Нигде в ГОСТе не написано о том, что в сидре нельзя использовать ароматику, наша продукция соответствует всем техническим условиям, и мы никогда не занимались производством фальсификатов. Будем судиться, но, честно говоря, это все отдает нечистой конкурентной борьбой.
Так или иначе, продукция алтайского производителя была арестована, а после суда, вероятнее всего, компанию ждут штрафные санкции. По мнению Хлыстова, подобные иски - лишь очередное закручивание гаек, которое не идет на пользу российскому бизнесу, в то время как аналогичная продукция иностранного производства, стоящая на полках магазинов, вопросов не вызывает. Как бы то ни было, компании придется отвечать наравне с теми, кто производит контрафакт в "гаражных" условиях.