Подобная инициатива сейчас рассматривается в Госдуме. По данным авторов проекта, в прошлом году задолженность по транспортному налогу составила около 2 миллиардов рублей, или почти 60 процентов задолженности по имущественным налогам.
При этом, как сообщают сторонники идеи, около 96 процентов приходится на задолженность физических лиц. Запрет садиться за руль, по замыслу инициаторов проекта, подтолкнет должников к кассам.
Однако в правительстве страны инициативу раскритиковали, как недостаточно обоснованную. Как сказано в отзыве, разработчики проекта не проанализировали причины неуплаты транспортного налога, не объяснили, почему не работают нынешние рычаги и почему нужна новая мера. Чем она поможет?
"Такая мера, как временное ограничение должников на пользование правом управления транспортным средством, была введена недавно: в прошлом году, - пояснил "РГ" председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Она распространяется лишь на три категории должников: злостных неплательщиков алиментов, неплательщиков штрафов за нарушение правил дорожного движения, а также должников, возмещающих вред, причиненный преступлениями". Минимальный размер долга для применения данной меры - 10 тысяч рублей.
"Практика применения подобной меры только нарабатывается, - говорит Владимир Груздев. - Надо изучать и анализировать результаты действия нового для нас института. Не исключаю, что в перспективе применение подобной меры будет расширено. Тем не менее сейчас рано говорить об этом. А к предложениям о распространении этой меры на другие категории должников пока надо подходить осторожно. Например, авторы законопроекта, предлагающего применять такую меру к должникам по транспортному налогу, не привели убедительных доводов в защиту своей инициативы".
По мнению правительственных экспертов, необоснованное расширение круга лиц, в отношении которых может быть применено временное ограничение водительских прав, увеличит нагрузку на МВД. Не исключено, что полицейским придется набирать дополнительных сотрудников, чтобы вели банки данных разжалованных в пешеходы должников. Соответственно, появится и дополнительная нагрузка на бюджет. Так стоят ли затраты возможного выигрыша для казны? Все надо просчитывать.
Кроме того, неуплата налога является налоговым правонарушением и влечет ответственность. То есть человеку насчитают пеню, и ему придется платить больше. Поэтому аргументы, как заставить гражданина платить, есть. Что же касается блокировки водительских прав, то, по последним данным Федеральной службы судебных приставов, почти 230 тысяч должников фактически ограничены в праве садиться за руль.
"Реализация этого закона положительно отразилась на эффективности принудительного исполнения социально значимых категорий исполнительных производств, - считает директор ФССП России Дмитрий Аристов. - Как показывает практика, чаще всего временное ограничение в пользовании специальным правом устанавливается в отношении должников по исполнительным производствам о взыскании алиментов".
По его словам, в целом в результате применения судебными приставами-исполнителями в течение 2016-го и первых месяцев текущего года превентивных мер по предупреждению должников о возможном ограничении специального права и фактического ограничения специального права взыскано порядка пяти миллиардов рублей. Поэтому многие эксперты предлагают все-таки подумать о расширении применения данной меры.
Между тем
По состоянию на 1 мая 2017 года более 154 тысяч неплательщиков алиментов фактически ограничены в пользовании специальным правом в рамках 162,4 тысячи исполнительных производств. Наибольшие суммы взыскания после применения данной меры ведомство фиксирует в территориальных органах ФССП России по Москве, Московской, Сахалинской, Волгоградской, Нижегородской областям, по Республике Дагестан, по Чувашской Республике.