25.06.2017 20:00
Экономика

ЦБ утвердил спецстандарт по защите прав клиентов МФО

Права клиентов МФО защитит спецстандарт
Текст:  Роман Маркелов
Российская газета - Федеральный выпуск: №137 (7303) Российская газета - Столичный выпуск: №137 (7303)
Банк России утвердил базовый стандарт по защите прав клиентов микрофинансовых организаций (МФО). Его разработали сами участники рынка. Теперь микрокредиторы не смогут выдавать за год больше десяти займов в одни руки, а их пролонгация будет возможна не больше семи раз. В этом году ЦБ может утвердить еще два базовых стандарта для МФО.
Читать на сайте RG.RU

Первый будут применять для всех МФО, начиная с 1 июля 2017 года. Банк России утвердил его без изменений по сравнению с версией документа, поступившей в регулятор от саморегулируемых организаций (СРО). Чтобы не допустить закредитованность клиента, базовый стандарт ограничивает число микрозаймов, которые он может получить в одной МФО. Планка устанавливается на десяти микрокредитах в год (на срок до 30 дней). Продлить договор микрозайма можно будет максимум семь раз.

Стоит ли ждать лучших условий по ипотеке

С 1 января 2019 года эти требования ужесточаются: в одной МФО клиенту невозможно будет получить больше девяти займов в год, а количество продлений договоров уменьшится до пяти. Эти правила не распространятся на POS-микрокредиты, а также на небольшие микрозаймы до трех тысяч рублей с коротким сроком возврата.

Как говорится в стандарте, микрокредиторы будут обязаны записывать и хранить переговоры с клиентом фактически по всем каналам связи - стационарному и мобильному телефону, а также sms и переписку в Интернете. Такую информацию МФО будут хранить минимум полгода, а бумажную документацию, связанную с общением с клиентом, - не менее года.

Кроме того, каждая микрофинансовая организация должна будет принимать жалобы и обращения от клиентов. Срок их рассмотрения не может превышать 15 рабочих дней. Сейчас основной поток обращений по поводу работы МФО идет в Банк России.

Сотрудники МФО не смогут давить на клиентов, чтобы они заключали невыгодные для себя договоры

Действующее законодательство не содержит прямого запрета на ряд недобросовестных практик. Базовый стандарт призван решить эту проблему. Он не допускает давления на клиента сотрудниками МФО, чтобы склонить его к выбору определенной услуги или к заключению нового договора займа на худших условиях для возврата первоначального микрокредита. Кроме того, документ также запрещает премировать работников МФО исключительно за выдачу займов без учета их фактического возврата.

Сколько времени есть у банка на предъявление претензий к поручителям

Второй базовый стандарт (по управлению рисками), подготовленный участниками рынка, поступил в Банк России, говорится в ответе регулятора на запрос "Российской газеты". Ранее в ЦБ заявляли "РГ", что комитет по стандартам при Банке России согласовал его 24 апреля, то есть одновременно со стандартом по защите прав клиентов.

Второй стандарт, в частности, вводит общие принципы по системе управления рисками МФО, отмечает замдиректора СРО "МиР" Андрей Паранич. "Он устанавливает, что четыре ключевых риска (кредитный, ликвидности, операционный и правовой) должны быть обязательно включены в систему управления всеми МФО. Другие риски, например валютный, МФО смогут включать в систему при необходимости", - говорит Андрей Паранич. По его расчетам, Банк России может утвердить второй стандарт до конца июля.

Третий базовый стандарт для МФО (по совершению операций на финансовом рынке) сейчас разрабатывают участниками СРО. Он может быть готов в сентябре, говорит Паранич.

Банки Долги и кредиты Центральный банк