О пользе форума
Александр Николаевич, завершился Среднерусский экономический форум, где было высказано множество предложений и идей по преобразованию экономики и социальной сферы. Скажите, какая из них вам наиболее близка?
Александр Михайлов: Давайте начнем с того, что форум проходил в шестой раз. Я напомню, что инициатором его была администрация Курской области. И мне хочется поблагодарить полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Александра Дмитриевича Беглова за то, что тогда, шесть лет назад, он поддержал нашу идею - проводить это мероприятие. Первоначально был какой замысел? Практически во всех территориях проходят подобные форумы, а в средней полосе, Центральной России, - нет. И мы решили, что нужно это исправить. Теперь форум проводится при поддержке аппарата нашего полпреда. Кроме того, есть наш добрый партнер - информационное агентство АК&М, которое возглавляет Зоя Ларькина. Они всегда держат руку на пульсе, знают, какие темы наиболее актуальны. Форум и ярмарка проходят вместе, и вот буквально вчера на встрече с руководителями делегаций все особенно это отметили. Представитель Белоруссии даже сказал о том, что они приезжают сюда учиться - и подобное мероприятие планируют провести у себя. Потому что форум - это, так сказать, первая, теоретическая часть, а ярмарка - практическая. Это эффективное средство рыночной экономики, ведь мы даем людям площадку для общения - это дорогого стоит.
Как организовывается форум? Мы с АК&М выясняем, какая повестка дня была бы наиболее интересна. И если большие форумы - как, к примеру, Петербургский - это взгляд на проблематику сверху, то наш СЭФ - это взгляд снизу. И вот для шестого форума была выбрана тема "Современная экономика в цифровом пространстве". Нам хотелось пригласить к общению специалистов из регионов, которые бы высказали свое видение ситуации. Обозначили проблемы и возможные пути их решения. Ведь многие как думают? Раз-два, кнопочку нажали - и мы в цифровой экономике. Но нет. Так не бывает. Так что тема была актуальная, и считаем, что мы на правильном пути.
Пленарное заседание шло достаточно интересно, после состоялось восемь круглых столов - по отдельным направлениям. Какая из идей мне больше всего понравилась? В полном объеме ответить на этот вопрос я сейчас и не смогу. После форума все материалы будут обобщаться, предложения и пожелания участников мы направим в федеральные министерства. Но один из важных вопросов, на которые хотелось бы получить ответ, кадровый. Для новой экономики нужны специалисты, об этом, в частности, я говорил в своем выступлении.
На одном из форумов вы придумали свой термин - импортозаменение, чтобы обозначить не совсем позитивную тенденцию на рынке. И на нынешнем форуме шел разговор о том, что и цифровые технологии должны быть свои, а не импортные. Если обобщить ситуацию: как вы думаете, перешли ли мы от импортозаменения к импортозамещению?
Александр Михайлов: Если ответить коротко, то не совсем. И отчего это происходит? От недопонимания, недоработки отдельных структур. Но это надо делать. Даже в целях безопасности. Конкуренция будет обостряться, она уже приобрела масштабный характер, а обеспечить безопасность собственного производителя и потребителя просто необходимо. Если же говорить о тематике прошедшего форума, то "цифра" - это же нечто глобальное. Она проникает во все сферы - и государственное управление, и "социалку", и экономику. Если брать все на Западе, то говорить о безопасности не придется. Правильно замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Константинович Волин сказал: цифровая экономика все равно наступит, но только от нас зависит - будет у нас своя цифровая экономика или чужая.
Проведение форумов - дело хлопотное и затратное. Как вы считаете, что такие мероприятия дают региону?
Александр Михайлов: Я всегда говорю: если мы не будем анализировать нынешнюю ситуацию и заглядывать вперед, чтобы правильно спланировать развитие, ничего хорошего ждать не придется. Сказать, что подготовка требует колоссальных затрат, я не могу. Да, очень много организационных хлопот. Принять почти две тысячи человек непросто - тут без комментариев. Но нельзя не отметить и то, что есть люди, которые нам помогают: даже спонсоры, предприятия, которые заинтересованы в такой площадке для общения и обмена опытом. 95 процентов участников форума темой владеют основательно. А значит, все вместе начинают шире смотреть на ту или иную проблему, не зацикливаясь на каком-то своем аспекте.
Об экспорте
Ежегодно количество зарубежных гостей и форума, и ярмарки растет. Какие долгосрочные отношения выстраиваются с ними? Кроме того, нельзя не затронуть тему экспорта. Как развиваются отношения курских производителей с зарубежными партнерами?
Александр Михайлов: Об этом всегда красноречиво свидетельствует товарооборот. Было время, когда он снижася, но сейчас составляет порядка двух миллиардов долларов США. Мы со своей стороны - администрации области - делаем все возможное, чтобы это направление развивалось. Хочу сказать, что за все время работы я не встречал никогда, чтобы российское посольство или торговое представительство в любой стране мира отказало бы в помощи нашим предприятиям. И теперь курские производители общаются с представителями более 80 стран. Первое место по этому показателю, конечно, занимает Белоруссия, потеснив Украину. Хотя украинские предприятия продолжают с нами работать. В целом же на нынешней Коренской ярмарке было представлено 28 зарубежных делегаций, в прошлом году было 25. Мы не гонимся за ростом таких цифр, но хочется отметить - это достаточно большой контингент.
Самые многочисленные делегации приехали из Беларуси, Германии и Вьетнама. С представителем последней, моим коллегой из провинции Ниньтхуан - Лыу Суан Винем, мы в декабре подписали протокол о намерениях, когда наша делегация была там с официальным визитом. А теперь они нанесли ответный визит, 31 человек приехал, более половины - предприниматели разных рангов. Мы подробно обсудили возможные направления сотрудничества, договорились совместно вести подготовку к подписанию соглашения. Они посмотрели современное предприятие "КОНТИ", чья продукция уже идет во Вьетнам, посетили Курскую атомную станцию. Особенно их заинтересовала стройка станции замещения. Дело в том, что в этой провинции должны были построить атомную станцию, потом проект заморозили. И они хотят возобновить его с нашей помощью. Сказали так: давайте сотрудничать и подавать пример нашим федеральным структурам.
О "болтунизме" и туризме
Сейчас модно проводить социологические исследования уровня счастья населения. Что влияет на этот показатель в Курской области и чем, по вашему мнению, можно осчастливить курян?
Александр Михайлов: Мне думается, важно, кто опрашивает, с кем беседует. Можно сделать глобальный опрос по каждому региону, я думаю, картина будет одна. А можно опросить десять респондентов, проведя определенную работу с ними и получить тот или иной результат. К таким рейтингам отношусь скептически. По мне надо больше делом заниматься. Как-то один из ваших коллег задал вопрос: "Что вас больше всего огорчает в сегодняшней действительности?" Я сказал так: то, что "болтунизм" возобладает над делом.
Туризм - сравнительно новая отрасль для Курской области. Вчера на ярмарке каждый муниципалитет показал свои возможности в этой сфере: свои продукты и маршруты. Скажите, как меняется туристический поток в регион? Какие направления наиболее популярны?
Александр Михайлов: В советское время и после - до середины нулевых годов - никто просто не рекламировал то, что можно посмотреть в России. Это проблема общая для всей страны. Сейчас, к счастью, ситуация изменилась. И поток туристов растет с каждым годом. Точную цифру назвать не могу, но в прошлом году примерно 30 тысяч человек посетили Курскую область. Раньше это было тысяч по десять примерно. Кто едет? Прежде всего, конечно, россияне. Большей популярностью пользуются маршруты военно-патриотической тематики, связанные с Курской битвой. Знаете, мне одна московская дама как-то задала вопрос: мол, что вы там празднуете 23 августа, если Курская битва закончилась 12 июля? Пришлось объяснять. (12 июля состоялось танковое сражение под Прохоровкой - ныне это территория Белгородской области. - Прим. "РГ") И конечно, если делать полный турмаршрут по Курской дуге, то надо его с Белгородской областью совмещать.
Сейчас люди большой интерес проявляют к сельским маршрутам, экологически чистым местам, природным заповедникам. Думаю, эти направления будут развиваться. Но нельзя забывать о влиянии временного фактора. Я часто вспоминаю один наш разговор с Егором Гайдаром. Он как-то сказал (о российской экономике. - Прим. "РГ"): мол, все, мы уже в рынке. А я тогда ему ответил: нам надо еще лет 15, чтобы перейти от "плана" к рынку. А так вот - моментально - это только золотая рыбка может сделать, и то - с последствиями.
Возвращаясь к разговору о туризме: перспективы здесь есть хорошие. Дело еще в том, что у нас многие знают, где и как взять путевку в Таиланд. А о том, что интересного можно увидеть у себя в крае, в наших районах - нет. Мы и впредь будем работать над популяризацией своих туристических маршрутов.
О главных союзниках и своих кадрах
Курская область армией не обижена: начиная от истребителей, которые прикрывают воздушные границы, и заканчивая ракетной бригадой. Какая польза от этого региону? Как вы с ними взаимодействуете? И, возможно, им нужна ваша помощь?
Александр Михайлов: Помощь нужна и нам от них, и им от нас. Я часто напоминаю слова нашего императора Александра Третьего. Он сказал: "У России два самых надежных союзника - это ее армия и флот". Так что, если с ними будет непорядок, последствия могут быть самыми плачевными.
Вернемся к кадровому потенциалу области. Сейчас совсем не редкость, когда люди возвращаются в регион из столиц - Москвы и Санкт-Петербурга, хотят найти применение здесь. Продолжаете ли вы бороться с оттоком кадров из региона и чем привлекаете специалистов в Курскую область?
Александр Михайлов: Когда в 1990-е произошел резкий спад экономики, народ метался в поисках работы, думал, как выжить и трудоустроиться. Москва всегда пользовалась большей поддержкой, чем какой-то другой регион, люди ехали туда на заработки. Многие предприятия наши тогда или остановились надолго, не показывая никаких перспектив, или вообще приказали долго жить. Так что в Москве и курян было много. Но теперь все изменилось. Вот пример в Конышевке с нынешним инвестором - группой компаний "Агропромкомплектация", которая вложила в развитие регионального АПК 28 миллиардов рублей. Там открылся современный мясоперерабатывающий комплекс с элеватором. Потребовались квалифицированные кадры, была предложена неплохая для нашего региона зарплата - до 40 тысяч рублей и выше. И мы увидели, что люди начали возвращаться из Москвы на малую родину. В Конышевке женщины подошли ко мне и сказали: спасибо за то, что вернули домой наших мужчин, теперь живут с семьями и работают тут.
В прошлом году мы создали пять тысяч новых рабочих мест. Неплохой показатель. Как будет в этом году - посмотрим. Не хочу заранее говорить. Знаете, цыплят по осени считают, а хлеб, который в закромах.
За время работы нашей администрации было создано 28 новых предприятий. И большинство располагается по всему периметру области. Некоторым горожанам это не нравится, а я говорю недовольным: езжайте в село и работайте. Почему все должны ехать в город?
О себе и людях
Сейчас многие политики активно идут в Интернет, ведут блоги и общаются с подписчиками? Вы в Сети или нет?
Александр Михайлов: Честно говоря, самому редко приходится этим заниматься. Блог, кстати, у меня был. Потом я утратил к нему интерес. Я сам писал туда и темы брал перспективно-злободневные. Чтобы люди поразмышляли тоже. Но не получилось. Я хотел пообщаться о том, что нас ждет, где у нас есть риски, опасности, хотел посоветоваться, услышать мнения. Получил один-два ответа. Один политтехнолог мне посоветовал: мол, если б вы написали, кто в области что украл, у вас бы были десятки тысяч подписчиков.
Мы находимся сейчас в Коренной пустыни. Просто поражает то, как буквально из руин за эти годы был восстановлен монастырь и его территория. В этом большая заслуга и ваша, и Георгия Полтавченко, стоявшего у истоков этого масштабного проекта, всего попечительского совета. Скажите, а как живет монастырь сейчас? Обращается ли за помощью?
Александр Михайлов: По поводу руин - без комментариев. И конечно, я благодарен Георгию Полтавченко, который теперь мой коллега по Санкт-Петербургу, а тогда, когда эта работа только начиналась, он был полномочным представителем президента в ЦФО, возглавил попечительский совет. Он человек православный, и я такой же. Мы понимали, зачем мы это делаем. Попечительский совет обустроил даже набережную для прогулки, чтобы люди могли там отдохнуть. Но и сейчас совет работает. Помогаем с росписью в основном храме, но больше внимания сейчас восстановлению храма в центре Курска, который расположен за Знаменским собором, на территории электроаппаратного завода.
Мы пообщались с предпринимателями на ярмарке, некоторые высказали такое предложение: продлить время работы ярмарки. Мол, четыре дня - это очень мало. Нет ли таких планов?
Александр Михайлов: Однозначного ответа не получится. Никто не запрещает предпринимателям стоять тут хоть неделю. Но если смотреть с точки зрения большинства предприятий, то работа ярмарки началась пять дней назад с выставки сельхозтехники. В нынешнем году в ней участвовало 40 предприятий - на 10 больше, чем в прошлом. Участники этой выставки общаются с организаторами, между собой, обсуждают злободневные вопросы, готовят контракты на закупку техники. Полным ходом идет работа. И в это же время заезжают другие участники. Так что получается, что Коренская ярмарка работает пять дней. Но и после, если кто-то хочет реализовать товар, то переезжает в Курск, на площадь перед цирком. Там всегда очень многолюдно.
Ведь в чем особенность ярмарки? Она оптово-розничная, это даже в названии прописано. Малый бизнес представляет на ней примерно 400 предприятий, они как раз и реализуют свой товар. Кто-то более продвинутый из предпринимателей ищет новые контакты среди крупного бизнеса. Другие же просто общаются с народом, что тоже неплохо. Потому что после ярмарки этого предпринимателя найдут, скажем, в Курске, будут у него покупать товар. Я думаю, что пока пяти дней достаточно. По крайней мере обоснованной или организованной просьбы о продлении я не слышал.