28.06.2017 20:10
Общество

В МГУ обсудили проблему интеграции науки и образования

Как активизировать интеграцию науки и образования
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Федеральный выпуск: №140 (7306) Российская газета - Столичный выпуск: №140 (7306)
Как вовлечь молодежь в науку и остановить утечку мозгов? Эти острейшие для отечественной науки и образования проблемы обсуждались в МГУ на совместном заседании Совета Российского Союза ректоров (РСР) и РАН. Событие по-своему знаменательное. Ведь еще недавно некоторые высокие чиновники утверждали, что система организации отечественной науки устарела, и за образец надо взять американский опыт, где наука якобы делается в университетах. Аргументы оппонентов, что у нас своя специфика, выработанная годами, что у нашей науки огромные достижения, сторонники американского пути слышать не желали.
Читать на сайте RG.RU

К счастью, здравый смысл все же восторжествовал. Это показал и принципиальный разговор между ректорами более чем 80 ведущих вузов и академиками. Открывая заседание, исполняющий обязанности президента РАН академик Валерий Козлов отметил, что, к сожалению, за последние годы "мы подзабывали такое привычное когда-то для нас словосочетание, как интеграция науки и образовании, к сожалению, интеграционные процессы стали по разным причинам затухать". Сейчас, когда руководством страны поставлена задача по реализации Стратегии научно-технологического развития России, надо повышать качество образования и эффективности научных исследований, подчеркнул академик Козлов.

В Шанхайский рейтинг университетов вошли 12 российских вузов

С ним согласен ректор МГУ, председатель Совета РСР Виктор Садовничий. Хотя, по его мнению, и сегодня есть немало примеров удачной совместной работы ведущих вузов и академии. Так, около 100 вузов имеют соглашение с институтами РАН о совместной научной деятельности. Коснулся он больного вопроса о присуждении научных степеней. Сегодня право присуждать собственные степени было дано двум вузам - МГУ и СПГУ. "Однако недавно вышел документ, расширяющий это право, его могут получить уже около 100 вузов, - сказал ректор. - Думаю, это сделано поспешно. Вначале надо учесть опыт МГУ и СПГУ, а уже с его учетом оценивать, как расширять это право. Иначе мы понизим уровень научных исследований".

Он понизится, если не изменить нынешнее положение об аспирантуре, считает академик Козлов. По действующему закону аспирантура является ступенью образования, аспиранты не обязаны работать над диссертацией. Такое положение академик назвал суррогатом науки и образования, которое надо срочно менять, вернуться к прежней форме аспирантуры. Глава минобрнауки Ольга Васильева заверила, что министерство предлагает в 2017 году вернуть обязательную защиту диссертаций для аспирантов.

В целом, участники первого совместного заседания были единодушны: у интеграции науки и образования нет альтернативы. Вузам и институтам надо создавать совместные базовые кафедры и исследовательские лаборатории, включать в программы образования курсы, связанные с приоритетными научными исследованиями, найти варианты мотивации молодежи заниматься наукой и возможности для самореализации.

Образование Наука