Европротоколом называется упрощенное оформление аварии без вызова сотрудников ГИБДД на место происшествия. То есть двое пострадавших заполняют единую форму бланка извещения о ДТП, после чего каждый из них передает свой экземпляр в свою страховую компанию.
Напомним, что воспользоваться Европротоколом могут те, кто попал в аварию, в которой пострадало только два транспортных средства. Оба владельца застрахованы по ОСАГО. В результате ДТП пострадали только транспортные средства и нет пострадавших. То есть никто не погиб и никто не был отправлен в больницу. Еще одно важное условие, что у участников аварии нет сомнений в обстоятельствах аварии. То есть они согласны, что один проехал на красный сигнал светофора или не успел затормозить.
При этом законопроект предусматривает не только увеличение выплат по Европротоколу, но и отмену некоторых обязательных элементов фиксирования аварии.
А именно координат происшествия, установленных с помощью ГЛОНАСС, фото-, видеоматериалов, переданных через специальный сервер, определения сотовыми операторами положения мобильного телефона.
Напомним, что эти данные были необходимы для четырех регионов: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, - где выплаты по Европротоколу должны были осуществляться в полном объеме.
В проекте заложена возможность оформить Европротокол и при разногласиях у водителей по поводу аварии. Отмена условия об обязательном отсутствии разногласий относительно обстоятельств ДТП и перечня видимых повреждений приведет к невозможности урегулирования страховщиком части страховых случаев, оформляемых по европротоколу.
Если оба участника будут говорить о том, что они не нарушали ПДД и являются потерпевшими, страховщики просто не смогут определить, кому производить выплату.
При этом никакие технические средства не смогут со стопроцентной вероятностью определить обстоятельства ДТП и лицо, ответственное за причинение ущерба.
Например, если оба участника ДТП будут заявлять, что двигались на разрешающий сигнал светофора.
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что необходимо в спорных ситуациях (когда у участников есть разногласия относительно обстоятельств ДТП) вызывать на место ДТП сотрудников ГИБДД для фиксации всех обстоятельств и проведения административного расследования.
Страховщики считают, что фиксация обстоятельств ДТП только одним из способов, например рулеткой, лазерными приспособлениями, не позволит достоверно установить все обстоятельства страхового случая, все повреждения транспортных средств и иную информацию, необходимую страховщику для признания страховым случаем. Например, если участники ДТП зафиксируют обстоятельства ДТП только с помощью фотосъемки машин после ДТП, то не исключается риск мошенничества, риск искажения информации о месте совершения аварии.
Поэтому страховые компании предлагают установить, что для выполнения требований по "безлимитному Европротоколу" обстоятельства ДТП должны фиксироваться и с помощью геолокации, и с помощью технических средств.