За час до Челябинска
На самом первом Иннопроме в 2010 году был представлен заманчивый проект - строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Екатеринбург. Прошло немало времени, но мы все еще не ездим в столицу со скоростью 350 километров в час. Сегодня дело дошло только до общественных слушаний в Татарстане о том, нужна ли ВСМ от главного города страны до Казани.
По планам дочерней компании РЖД "Скоростные магистрали" Екатеринбург будет соединен с Москвой лишь в 2030 году на третьем, последнем, этапе строительства. В то же время месяц назад на Петербургском международном экономическом форуме Российские железные дороги, Свердловская и Челябинская области заключили соглашение о сотрудничестве в развитии высокоскоростной железнодорожной транспортной инфраструктуры, прямо скажем, в перпендикулярном направлении.
Проект ВСМ Челябинск - Екатеринбург предполагает строительство двухпутной линии со скоростью движения до 250 километров в час. Общая протяженность магистрали составит примерно 220-230 километров. По предварительным расчетам, пассажиры скоростного поезда будут проводить в пути около часа. Экономия времени по сравнению с другими видами транспорта составит от 1,5 до 5 часов. Предварительная стоимость строительства - 123 миллиарда рублей. С учетом инфляции и дополнительных затрат к 2019 году сумма может превысить 165 миллиардов. Планируется, что магистраль сдадут в 2022 году.
"Айфон на колесах"
Фурор в 2014 году произвел низкопольный трамвай R1 - Russian one, "Первый русский". Его футуристический вид с наклоненной, как бы нависающей над рельсами, кабиной поразил воображение всех посетителей. Поручни в вагонах были сделаны из особой меди, предотвращающей размножение бактерий. Ступени с подогревом, чтобы в холода не появлялась наледь. В серийное производство трамвай обещали запустить осенью того же 2014-го. Но "космические" машины по рельсам городов пока так и не пошли.
Как пояснили на Уральском заводе транспортного машиностроения, проект пришлось притормозить из-за недостаточного финансирования на испытания. Ведь производство общественного транспорта связано с обеспечением высочайших требований по безопасности, собственно, в этой части и возникла загвоздка. Сегодня предприятие сделало ставку на выпуск других трамваев. Как сообщает сайт завода, в сентябре планируется изготовить низкопольный вагон с инновационными тележкой и электроприводом, а также уникальными экстерьером и интерьером.
Производители мечтают сделать его доступным по цене и удобным в эксплуатации. Особое внимание уделили температурному режиму и освещению салона, а также динамическим качествам: там, где пути в ненадлежащем состоянии, тележка с двойным подрессориванием будет сглаживать колебания.
Светлое будущее
Особое место на Иннопромах всегда занимал блок оптических и световых систем. Представленные семь лет назад энергоэффективные светодиодные светофоры теперь можно встретить на каждом шагу. А вот интеллектуальные "приборы видения" для сотрудников ГИБДД остаются лишь страшным сном автолюбителей с нечистой совестью. Глядя в таких очках на номер машины, полицейский в считанные секунды получает информацию не только о владельце авто и его транспортном средстве, но, самое главное, о неоплаченных штрафах. Еще два года назад екатеринбургское предприятие-производитель готово было оснастить всех стражей порядка такой оптикой, да и Госавтоинспекция с удовольствием сделала бы заказ на пару-тройку миллиардов, но по-прежнему на это нет средств.
Ряд разработок производителей оптики вылился в полномасштабный и долгосрочный (до 2042 года) проект технического перевооружения и дальнейшей эксплуатации городского наружного освещения в Нижнем Тагиле. Контракт был подписан в 2014 году, но начал воплощаться лишь в 2016-м. Речь идет о почти десяти миллиардах рублей и десяти с лишним тысячах светильников. Не исключены и некоторые эксклюзивные "фишки", например стеклокерамическое дорожное полотно со светящейся разметкой, которая сияет за счет собственной энергии, или фонарные столбы, в которые вмонтированы солнечные и аккумуляторные батареи, камеры наблюдения, тревожные кнопки, Wi-Fi роутеры, датчики температуры, влажности, содержания СО и СН. Что ж, через 25 лет проверим.
Потерялся в космосе
Пожалуй, лидером по популярности на Иннопроме-2015 стал скафандр "Орлан МКС" - слегка потертый, только что привезенный с испытаний. Лишь ленивый посетитель с ним не сфотографировался. Главная особенность экспоната - встроенная автоматическая система терморегуляции: костюм сам оценивает состояние космонавта и, когда нужно, включает систему охлаждения (скафандр ведь непроницаем, поэтому человек в нем, как правило, перегревается за счет выделения собственного тепла). Таким образом, не приходится отвлекаться на ручную настройку внутреннего "климат-контроля". Еще одно принципиальное новшество - замена гермооболочки с резиновой на полиуретановую - позволит увеличить количество выходов в открытый космос и, соответственно, срок службы скафандра.
Разработчики заверяли, что новый космический костюм не имеет аналогов в мире и создан исключительно из отечественных комплектующих.
- Пока изготовлено три "Орлана" - именно столько и должно быть на борту, - пояснил "РГ" Геннадий Глазов, главный специалист по испытаниям и эксплуатации космических скафандров НПП "Звезда". - Первый был запущен на МКС 1 декабря 2016 года, но, к сожалению, грузовой "Прогресс" не долетел до станции и скафандр был утрачен. Второй доставлен на борт в феврале, где успешно прошел проверку. Первый выход в нем запланирован на август. Третий скафандр ждет своей очереди и будет отправлен в конце этого или начале следующего года.
Взамен утраченного костюма предприятию придется сделать новый, но процесс этот небыстрый - занимает больше года. Пока космонавты работают в открытом космосе в скафандрах предыдущего поколения - "Орлан МК". Буквально две недели назад на станцию доставили комплектующие на замену.
Паспорт для сердца
Уральский институт кардиологии представил на последнем Иннопроме проект, аналогов которому нет ни в России, ни в мире. Это коронарный паспорт - электронный документ, содержащий информацию о здоровье человека и позволяющий пациенту получать медицинские услуги даже после выхода из поликлиники. Как рассказали "РГ" авторы проекта, на его разработку ушло два года. И уже год назад все технологии, которые в нем применены, были запатентованы.
Паспорт существует в двух формах: браслет на руку и карточка размером с визитку. И в том, и в другом случае предусмотрен USB-порт, позволяющий подключить устройство к компьютеру. Таким образом можно оставаться на связи со своим доктором 24 часа в сутки. Срок действия паспорта - от полугода до пяти лет, в зависимости от состояния здоровья пациента.
Предполагалось, что разработка будет доступна с 2017 года и первые 3600 человек получат устройства за счет государства - это люди, чьи профессии связаны с высоким риском и ответственностью за жизни других.
- Деньги выделены - 50 миллионов рублей. Но все, что связано с расходованием бюджетных средств, требует соблюдения определенных процедур, поэтому сейчас проходит аукцион на выдачу коронарных паспортов. Как только он завершится, начнем обследование 3300 человек (число обладателей пришлось подкорректировать. - Прим. ред.), - рассказывает Светлана Яковлева, заведующая научно-образовательным отделом института. - Это непросто, потому что диагностику нужно провести за один день, чтобы получить картину здоровья на конкретный момент. Постараемся успеть до конца года, как и обещали. Все будущие владельцы коронарных паспортов определены пофамильно - это водители, летчики, диспетчеры, спортсмены, частично наши пациенты.
Стоит добавить, что с момента запуска проекта уже 170 человек пожелали получить электронный документ за свой счет.