10.07.2017 22:45
Экономика

Эксперты заявили о переносе покупательского спроса из столиц в области

В Москве и Питере теперь работают, а не покупают
Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Федеральный выпуск: №150 (7316)
Перенос покупательского спроса из столиц в области отметили эксперты Аналитического центра при правительстве РФ.
Читать на сайте RG.RU

По данным аналитиков, и в течение прошлого года, и в первом квартале этого розничные продажи больше всего падали в Москве и Санкт-Петербурге, зато росли в Московской и Ленинградской областях.

В России начнут маркировать обувь

Падение покупательского спроса началось в 2015 году. Начала работать так называемая защитная модель потребительского поведения. Как отмечают эксперты, это происходит на ранних стадиях всех экономических кризисов в мире. Население испытывает шок, боясь остаться без работы и без средств к существованию, поэтому начинает экономить деньги, а не тратить их на покупку товаров. В первую очередь отказываются от того, без чего можно какое-то время прожить - от новой одежды, обуви, техники, автомобилей. Деньги тратят в основном на продукты, товары первой необходимости и оплату коммунальных платежей. В 2016 году оборот розничной торговли также сокращался, но уже не так ощутимо. Люди постепенно адаптировались к последствиям инфляционного шока 2014-2015 годов и начали позволять себе "лишнее".

В первом квартале этого года, по данным Росстата, розничные продажи выросли в 21 регионе России. При этом доходы населения увеличились в 34 регионах. Больше и чаще стали покупать товары жители Московской, Ленинградской, Омской областей, Республики Башкортостан. Зато утратили интерес к покупкам жители обоих столиц, Челябинской, Свердловской и других областей. Хотя в той же Москве одна из самых высоких по стране средних заработных плат - свыше 71 тысячи рублей в месяц.

Сегодня могут покупать новую брендовую одежду и обувь лишь представители премиум-класса

Почему же спрос стал уходить в регионы? По словам декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ "Высшая школа экономики" Татьяны Комиссаровой, связано это прежде всего с тем, что очень много крупных торговых центров стало открываться именно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Играет роль и тот фактор, что столичные жители все чаще и охотнее выезжают за город - на выходные на дачи, причем круглогодично. Или покупают себе второе - загородное - жилье. Поэтому и покупки совершают преимущественно за городом. А в столицах только работают.

Спрос на экотуризм в России вырос за счет иностранцев

Аналогичной точки зрения придерживается и исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Полина Киселева. "Сетевые компании уходят в регионы, так как емкость столичных рынков для них уже практически исчерпана, - уточняет она. - Поэтому и создается впечатление, что покупки совершаются больше на периферии, нежели в центре". Что же касается среднего чека покупки, то, по словам Киселевой, он растет только на размер инфляции. Объем же товарных позиций в чеке остается на уровне 2015-2016 годов. Иными словами, люди по-прежнему продолжают экономить, а тратят деньги лишь на товары первой необходимости. "Недавно были данные, из которых видно, что 10 процентам населения не хватает сегодня средств даже на еду, еще примерно 29 процентов вынуждены экономить на одежде, - подчеркивает Татьяна Комиссарова. - И это действительно так. Многие уже все свои сбережения "проели". По моим данным, сегодня могут позволить себе покупать новую одежду и обувь лишь представители так называемого премиум-класса. Это - обеспеченные люди. Но и они все чаще переходят в повседневной жизни на масс-маркет, отходя от брендов. Если до кризиса они покупали только брендовые вещи, то сейчас крайне рачительно относятся к выбору товаров промышленного назначения: оставили себе что-то одно из класса "люкс": кто-то дорогие машины, кто-то - часы, кто-то - сумочки или обувь. Все остальное покупается в сетевых магазинах среднего уровня. Кстати, тренд сезона: стиль стрит фэшн -уличный стиль в одежде, очень помогает тем, кто не готов тратиться на бренды. Здесь каждый сам себе дизайнер. Модно все, что можно найти на полках".

Товары и цены