Фильм, который снимал бывший кинокритик Роман Волобуев, открывал в этом конкурсную программу "Кинотавра" и стал едва ли не главным скандалом сочинского кинофестиваля. Причем дело не в содержании фильма, а в конфликте между режиссером и продюсером. Выйдя на сцену Зимнего театра представлять фильм, Роман Волобуев заявил, что не имеет отношения к финальному монтажу, а потому снимает свое имя из титров. Продюсер Илья Стюарт никак не стал комментировать ситуацию, однако накануне в фестивальной газете "Кинотавра" появилось его большое интервью, в котором он говорил довольно обидные, должно быть, для Волобуева вещи - о том, что "Блокбастер" кино не авторское, а коммерческое, а потому большой роли имя режиссера не играет.
На пресс-конференции Волобуев рассказал, что конкретно заставило его отказаться от сделанного фильма. Стюарт вырезал сюжетную линию, связанную с персонажем Анны Чиповской. В авторской версии Чиповская играла сразу двух героинь - разбитную гопницу Наташу и известную белорусскую актрису, похожую на нее как две капли воды. Причем ближе к финалу вроде бы становилось понятно, что это не два разных человека, а у персонажа Чиповской раздвоение личности. Также режиссер был не согласен с общим легкомысленным, по его мнению, результатом - мол, он хотел сделать ироничный фильм о столкновении разума и чувства, а в прокат выйдет обычная криминальная комедия.
Минус этой истории в том, что и по сей день, говоря о "Блокбастере", все в первую очередь вспоминают этот скандал, и мало кто говорит по существу про само кино. Исправляемся и говорим - если вдруг в ближайший уик-энд вам захочется поддержать рублем какой-нибудь российский фильм, то "Блокбастер" будет едва ли не лучшим вложением средств.
Илья Стюарт, конечно, лукавит, когда утверждает, что имя режиссера в "Блокбастере" не имеет большого значения - это какое-то совсем уж пещерное представление о том, что существуют противоречия между фильмами авторскими и фильмами зрительскими. Волобуев, безусловно, делал и то, и другое. И тут его можно поздравить с удачей. Потому что его дебютный фильм "Холодный фронт" ни в чем особенно не убедил. При всех его плюсах было не очень понятно, получился ли из кинокритика режиссер. За синефильскими обсессиями и дурацкими метафорами там не было видно, собственно, режиссуры - что, в принципе, характерно для многих дебютантов, снимающих условное "фестивальное" кино. Работа с популярным жанром как раз отсутствие режиссуры и умения управляться с базовыми вещами не прощает. Если в авторском можно заломить локти и высокомерно сказать "я художник, я так вижу" (и в отдельных случаях это вполне прокатывает), то в случае с жанром даже самый неискушенный зритель имеет право ответить на эту сентенцию подходящей по случаю цитатой из Хармса.
Да, в "Блокбастере" есть типичные для Волобуева-режиссера недостатки. Он опять обильно цитирует любимую киноклассику. В данном случае основными "донорами" работают "Тельма и Луиза" Ридли Скотта и "Просто кровь" братьев Коэнов, но есть стилистические отсылки к ранним фильмам Майкла Манна - словом, "дискотека 80-х". Он опять неловко подмигивает "тусовочке" - тут есть несколько внутренних шуток, ориентированных на довольно узкий круг посвященных, и они совсем не работают без знания контекста. У него с трудом сходятся концы с концами - складывается впечатление, что он второй раз подряд не знает толком, чем закончить фильм.
Но в то же время перед нами фильм динамичный, гомерически смешной и по-настоящему развлекающий. Некоторые реплики тут - просто блеск. Все эти "следствие установило, что ты дура" и "ну куда она пойдет - вокруг ночь, Россия, страшно" имеют ощутимый вирусный потенциал. На фоне других попыток сделать неглупое коммерческое кино в нашей стране "Блокбастер" выделяется прежде всего своей ненатужностью. Это не просто механический перенос каких-то работающих схем западного кино, помноженный на насмотренность и хороший вкус автора. Не красивая, но бессмысленная и умозрительная поделка. Режиссер "Блокабстера" не считает зрителя идиотом, а потому помимо развлечения тут есть и высказывание. И даже не одно - на тему феминизма в патриархальной стране, и на избитую, но не теряющую актуальности тему двух Россий, которые уживаются на одной территории.
Тут показательно, что оба этих высказывания вышли вопросительными и риторическими - что, вероятно, многое говорит не столько о "Блокбастере", сколько о текущем моменте, который фильму в какой-то мере удалось отразить.
Кадры из фильма "Блокбастер"*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"