В V чемпионате мира участвовали 18 пилотов из Австралии, Белоруссии, Испании, Казахстана, Канады, России, США и ЮАР. В общем зачете победу одержала сборная РФ, на втором месте - белорусские летчики, на третьем - испанские. Четвертыми стали представители США.
Как сообщил директор чемпионата, президент комитета национальных и неолимпийских видов спорта России и федерации самолетного спорта Тульской области Дмитрий Мотин, уровень подготовки спортсменов и техники пилотирования с каждым годом растет - соответственно, усложняется и программа соревнования. В 2017 году в нее вошла достаточно опасная фигура - обратный штопор, виток с четвертью.
Каждый спортсмен должен был выполнить четыре комплекса фигур высшего пилотажа, причем три из них объявляли только накануне полета.
- Чем опытнее спортсмен, чем чаще он тренировал фигуры высшего пилотажа, тем легче ему выполнить "темный" комплекс с неизвестными упражнениями. Оценки, которые дают судьи за чистоту и точность исполнения, умножаются на коэффициент сложности. Летчик, набравший наибольшее количество баллов по итогам всех упражнений, становится победителем, - пояснили в комитете национальных и неолимпийских видов спорта.
Чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52 в ТулеАбсолютным чемпионом среди пилотов стал туляк Олег Шполянский, серебряным призером - Владимир Котельников, бронзовым - Игорь Турик. В многоборье тройку лидеров составили Олег Шполянский, Владимир Котельников и Константин Боровик. Все они представляли команду нашей страны. В десятку лучших также вошли Денис Шкаренда (Белоруссия), россияне Алексей Калелевич, Сергей Захаров и Александр Мякишев, белорусы Виталий Шабардин и Дмитрий Пащук, а также еще один представитель РФ - Игорь Турик.
Тульская область впервые приняла такой чемпионат мира. Полеты проходили на историческом аэродроме Клоково, построенном в 1930-е годы. В годы Второй мировой здесь на самолетах Як-1 обучались пилоты знаменитой французской эскадрильи "Нормандия" (позже ее назвали "Нормандия-Неман"). Здание штаба эскадрильи до сих пор используется по прямому назначению.
В эти дни в Клоково при поддержке федерации любителей авиации России прошел также I чемпионат России по самолетному спорту в дисциплине "Исторические самолеты", где пилоты показали класс на десятке ретро-машин времен Великой Отечественной и первых послевоенных лет. Кроме того, в Туле была развернута выставка советской, американской и немецкой авто- и бронетехники эпохи Второй мировой войны.
Справка "РГ"
Як-52 - одна из самых распространенных учебных спортивных машин - позволяет выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа в прямом и в перевернутом положении. В международных чемпионатах эта модель самолета участвует с 2008 года. Соревнования на Як-52 относятся к категории Unlimited, куда допускаются только профессиональные пилоты. Они выполняют фигуры на одинаковых серийных самолетах.