25.07.2017 20:25
Экономика

Минпромторг выступил против лишних ограничений в торговле спиртным

Минпромторг выступает против лишних ограничений в торговле спиртным
Текст:  Сергей Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №163 (7329)
Предложение запретить продажу крепких алкогольных напитков в малых формах на кассах супермаркетах - емкостью от 0,1 до 0,25 литра - вызвало нешуточный резонанс в ведомствах и экспертной среде. Минздрав выступает с одобрением такой инициативы, тогда как в минпромторге полагают, что с ситуацией необходимо разобраться более детально.
Читать на сайте RG.RU

"Такое предложение в минпромторг не поступало, поэтому позиция министерства будет сформирована, когда это произойдет", - пояснили "Российской газете" в пресс-службе ведомства. И пояснили, что в целом минпромторг "выступает против излишних и необоснованных ограничений в розничной продаже алкоголя".

Однако, как известно, инициатива руководства межрегиональной общественной организации "Коллективная защита", которое выступило против продажи алкоголя в мелкой таре на кассах, нашла поддержку в минздраве. Как ранее заявлял замглавы министерства Дмитрий Костенников, его ведомство готово выступить в поддержку предложения о введении запрета на продажу крепких алкогольных напитков в бутылках небольшого размера, известных как "чекушки" (0,25 литра) и "мерзавчики" (от 0,1 литра). Чиновник считает, что это очень полезная мера.

СФ одобрил ограничения дистанционной продажи алкоголя

"Мы до конца недели отправим письмо со своими предложениями в минпромторг, минздрав и в правительство", - сообщил "РГ" глава "Коллективной защиты" Марат Аманлиев. По его словам, документ уже готов, но есть некоторые технические моменты. И подчеркнул, что инициаторы вовсе не против самих "мерзавчиков".

"Мы выступаем не против самих малых форм крепкой алкогольной продукции, а против их продажи именно на кассах магазинов, когда крепкий алкоголь соседствует с жевательной резинкой, шоколадом и так далее, - пояснил свою позицию Марат Аманлиев. - Это, во-первых, стимулирует покупателя, а во-вторых, это видят дети, которые постепенно привыкают к тому, что маленькая бутылочка водки или коньяка - ничего страшного - почти как леденцы".

В конце концов, напоминает собеседник "Российской газеты", убрали же несколько лет назад из видимости покупателей табачную продукцию. И ничего страшного не произошло - кому надо, может попросить продавца открыть непрозрачный стеллаж и приобрести необходимую пачку сигарет.

Однако опрошенные "РГ" эксперты даже с таким ограничением не согласны.

Покупатель должен иметь возможность купить некий "пробник" алкоголя, как в случае с парфюмом

"Подобные запреты абсолютно бессмысленны, как и идея ограничить продажу алкоголя по выходным, - говорит глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. - Почему алкоголь в мелкой таре продается именно на кассах, а не в торговом зале? Да потому что иначе его банально разворуют. Это что касается мотивации торговых сетей".

Кроме того, продолжает эксперт, любой покупатель должен иметь возможность купить некий "пробник" алкоголя, как это бывает при покупке парфюмерной продукции, например. "И еще - необходимо помнить, - продолжает Дробиз, - что в период кризиса растет спрос именно на малые формы. Это происходит во всем мире, и Россия - совсем не исключение. Грубо говоря, человек после рабочего дня хочет расслабиться и покупает себе небольшую бутылочку крепкого напитка. Если же ввести запрет на малые формы, то он будет брать "поллитру" и потребление крепкого алкоголя в стране только вырастет". Не согласен Дробиз и с аргументом, что якобы в "мерзавчиках" или "чекушках" продается некачественный или даже суррогатный продукт . "Это абсолютно такой же напиток, что и в объемных емкостях", - уверяет эксперт. .

В Минкомсвязи прокомментировали возвращение рекламы алкоголя в СМИ

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин вообще предложил дать "малым формам" зеленую улицу. "Имеет смысл, - говорит он, - разрешить продавать такую продукцию в общепите - ресторанах, кафе и так далее. Чтобы покупатель видел, что ему продают в маленькой бутылочке именно тот продукт, который он заказывал, а не разбавленный алкоголь или суррогат, чем иногда грешат официанты в таких заведениях".

А что касается касс, то здесь Шапкин предлагает исключать продажу "мелкого и крупного" крепкого алкоголя не только на кассах, но и в проходах между другими товарами.

Речь идет о запрете стимулирующих форм покупок, когда покупатель, который изначально не планировал покупать водку или коньяк, не "соблазнялся" его видом между другими продуктами. Проще говоря, резюмирует эксперт, необходимо вынести алкоголь в отдельные торговые залы, где каждый может целенаправленно выбрать то, что ему нужно.

Товары и цены Здоровье Минздрав Минпромторг