Из них более половины выбрали Москву (18), Московскую область (5) и Санкт-Петербург (4). В то же время в Кировскую область приехали налогоплательщики из Нижегородской (4), Свердловской (1), Тюменской (1) и Ярославской областей (1), а также из Удмуртии (1), Татарстана (3) и Хакасии (1).
Как правило, реальных причин для смены юридического адреса немного. Первая - когда управление бизнесом переводится в другой регион в управляющие компании, концерны. А на территории области открываются филиалы или обособленные подразделения, при этом производство остается в регионе и налоги продолжают поступать в его казну. Это характерно для крупных предприятий и связано с внутренней реорганизацией. Такие случаи единичны. В Кировской области такое решение было принято руководством АО "Объединенная химическая компания "Уралхим".
Вторая причина - основная: уход от внимания контролирующих органов, кредиторов и контрагентов. Когда предприниматель меняет местонахождение своей организации на другой регион и продолжение бизнеса осуществляется на старом месте под другой, а иногда и под той же вывеской, при этом его главная задача - "затеряться" или "бросить" организацию с долгами. Чаще всего так поступают бизнесмены, использующие сомнительные схемы с фирмами-однодневками или иные схемы уклонения от налогообложения.
Такие "мигранты" надеются, что в новом регионе они начнут свою налоговую историю с нуля. Но это заблуждение. Сегодня при постановке на налоговый учет в другом регионе обязательно запрашиваются сведения из предыдущего. Кроме того, системный характер носит проверка достоверности предоставляемых "мигрантами" сведений. Особое внимание к тем, кто не представляет налоговую отчетность или представляет нулевую отчетность. Они попадают в поле зрения налоговых органов во всех регионах. И попытка сбежать от обязательств методом миграции бессмысленна.
Не исключено, что помогла и работа с потенциальными "мигрантами": в апреле, например, региональное управление Федеральной налоговой службы еженедельно направляло в Кировский союз промышленников и предпринимателей информацию о юридических лицах, заявивших о намерении перевести адрес юрлица в другой регион.
Кроме того, в области особое внимание уделяется субъектам малого и среднего предпринимательства - эта категория составляет 79 процентов всех налогоплательщиков региона. Для них действует льготное и гарантийное кредитование, информационное и консультационное сопровождение. Предприниматели, впервые открывающие бизнес, пользуются "налоговыми каникулами". Хозяйствующим субъектам предоставляются льготы и преференции по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль. Введены дифференцированные ставки налогов, взимаемых по упрощенной системе налогообложения.
Андрей Вавилов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области:
- Чтобы предприниматели уверенно чувствовали себя, оставаясь работать в родном регионе, вижу только один путь - диалог. Сегодня в Кировской области такая форма взаимодействия власти и бизнеса есть. Если к предпринимателю появляются вопросы, он должен понимать, что они возникли обоснованно и что у власти нет задачи довести кого-то до банкротства. Я со своей стороны готов обсуждать причины перевода бизнеса в другой регион с каждым, кто хочет покинуть Кировскую область.
Николай Липатников, президент союза "Вятская торгово-промышленная палата":
- Есть замечательная фраза, которую "несу" с собой уже многие годы: "Капитал идет туда, где ему нравится, а остается там, где с ним лучше обращаются". Если за последний период число уходящих с территории области предприятий начало сокращаться, значит, наступают позитивные изменения в отношениях власти, налоговых и других контрольно-надзорных органов и бизнеса. Это напрямую связано с установкой, данной президентом РФ в декабре 2014 года, - с карательных функций переходить на помощь, профилактику возможных нарушений. И прогресс налицо: сегодня мы видим, как налоговые органы не просто идут на проверку, а вникают в производственные процессы, что очень важно в том числе и для понимания причин, и-за которых компания вынуждена идти, к примеру, на дробление бизнеса. Только ли это желание оптимизировать налоговую базу? Или же это диктуется технологическими процессами, необходимостью для сохранения бизнеса, его устойчивости в сложнейших условиях (неплатежи со стороны контрагентов, непредсказуемость тарифов на энергоресурсы)? Наконец мы пришли к пониманию: наша общая задача - не получить максимальный налог и "закрыть" предприятие, а сохранить его, сделать так, чтобы этот налог платился регулярно.