В программу была включена система контроля ее выполнения, ключевые показатели результативности, расписан порядок выделения средств из бюджетов, определены четкие критерии. Казалось бы, в столь жестких рамках невозможно не добиться поставленных результатов. Но ситуация далека от идеала. Только в прошлом году, по данным Счетной палаты РФ, регионам было выделено на строительство жилья 72,3 млрд рублей, а программа оказалась выполненной лишь на 33,6%, своих квартир не дождалось 250 тысяч семей. Сказываются несколько факторов.
Во-первых, это выбор недобросовестных подрядчиков. По данным Фонда ЖКХ, сразу в нескольких городах и районах Забайкальского края, Свердловской области и других регионов к участию в программе были допущены подрядчики, не способные выдержать нужных темпов строительства и обеспечить его качество. В ряде случаев, несмотря на недостатки построенных домов, местные власти выдали разрешения на ввод их в эксплуатацию. Такой случай, к примеру, зафиксирован в городе Ершове Саратовской области. Также в ходе проверок в республиках Бурятия, Карелия, Приморском крае были выявлены случаи заключения контрактов с подрядчиками, ранее уже нарушавшими свои обязательства.
Второе - это формализм в работе чиновников, которые отвечают за выполнение программы расселения. История с жительницей Ижевска, дозвонившейся на "Прямой линии" Владимиру Путину с жалобой на аварийное состояние своего дома и бездушие местных властей, имеет аналогии и в других регионах.
Так, в Республике Бурятия, Красноярском крае, Омской, Томской областях чиновники комиссии, составляющие заключения о состоянии жилья, не регистрируют поступающие заявления граждан о признании их домов непригодными для проживания. Бывают и вопиющие случаи. Так, в городе Новоалтайске, как писали СМИ, решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу принято только по требованию прокурора.
Наконец, о популизме и неэффективном использовании бюджетных средств. Город Братск Иркутской области прогремел на всю страну в связи с угрозой неисполнения программы в срок. Что случилось? Администрация города пообещала жителям расселять их дома не по прописанному в госпрограмме принципу равнозначности, а с превышением площади ранее занимаемого жилья. По законодательству такое решение возможно, но при условии, что оно будет закреплено соответствующими муниципальными правовыми актами, а также обеспечено финансированием из городской казны либо из карманов переселенцев.
Однако этого сделано не было, о чем указала в своем заключение о проведенной проверке прокуратура Братска. В итоге выделенных на реализацию программы расселения денег Братску не хватило.
В конце июня в Братск к мэру Сергею Серебренникову нагрянула представительная комиссия в составе председателя наблюдательного совета государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Сергея Степашина и генерального директора Фонда Константина Цицина. Спустя месяц во время видеоселекторного совещания с правительством региона представители Фонда доложили, что власти Братска не торопятся исполнять взятые на себя обязательства по устранению нарушений по программе переселения. Неудивительно, что помимо высокопоставленных федеральных чиновников ситуацией в Братске серьезно интересуется и прокуратура.
Сегодня региональные власти вынуждены перечислять Братску дополнительные средства на завершение программы расселения.
К сожалению, при проверках вскрываются и чиновничьи манипуляции. Например, прокуратурой Бурятии было установлено, что в Муйском районе республики работниками администрации Северомуйска в списки домов, подлежащих сносу, включено два дома, собственники и наниматели которых умерли. И уж совсем попахивает очковтирательством история в городе Черемхово Иркутской области. По отчетам местный мэр Вадим Семенов не смог в полной мере выполнить взятые на себя обязательства, отчитавшись за меньшее число построенных квартир, чем следовало, оказалось, что у мэра около 200 новых квартир не были заселены.
Вот подробности этой истории, которые приводит региональная Служба финконтроля. Муниципалитет заключил с министерством строительства региона соглашение по переселению граждан из аварийного жилья. Бюджет Черемхово получил софинансирование из федерального и областного бюджетов в размере более 1,4 млрд рублей. Проверка показала, что из 372 квартир, которые нужно было расселить в 2014-2015 годах, мэрия смогла документально отчитаться лишь за 276. Более того, на момент проверки 191 квартира общей стоимостью свыше 330 млн рублей оказалась в "заначке". Для кого они "припрятаны"? "Указанные факты свидетельствуют об использовании бюджетных средств без достижения планируемого результата в установленный срок", - подчеркивается в представлении ведомства. На вопрос, куда делись "плановые" граждане для переселения, вразумительного ответа ни мэр Черемхово, ни его подчиненные дать не могут.
Результаты проверки Служба финконтроля направила в прокуратуру "для правовой оценки и принятия по нему решения в соответствии с законодательством". Ситуация попала в поле зрения следственных органов. Однако следователи, похоже, пока не спешат предпринимать какие-либо действия. Чем закончится разбирательство - покажет время. Сегодня же остается надеяться, что правоохранительные органы доведут работу до конца и виновные в том, что государственные средства были истрачены безрезультатно, понесут наказание.
Известно, что программу расселения граждан из аварийного жилья будут продлевать. Потребность в ней огромна - на конец прошлого года в переселении нуждались около 500 тыс. человек. На это, по оценке Счетной палаты, потребуется примерно 420 млрд руб.
Думается, существующая практика строительства жилья и расселения граждан из аварийных домов должна быть серьезно проанализирована и сделаны выводы. Как считают эксперты, стоит ужесточить и меру ответственности чиновников за срыв госпрограммы, вплоть до того, что надо ставить вопрос о соответствии "созидателей" занимаемым должностям.
Правительство и надзорные органы должны принять меры по устранению причин, не позволяющих добиваться максимального эффекта. И повысить спрос с чиновников, отвечающих за исполнение программы на местах.