Угадали? Да, это "сконструированные ситуации" Тино Сегала (р. 1976), человека, который получил "Золотого Льва" 55-й Венецианской биеннале (2013). Парижский Пале де Токио дал ему карт-бланш на все выставочное пространство в 2016-м. Его работы демонстрировались на 9-й Шанхайской биеннале и XIII Documenta в Касселе (2012), в музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке (2010), Турбинном зале Тейт Модерн в Лондоне (2012) и Мартин-Гропиус Бау (2015) в Берлине. Амстердамский Стеделейк Музей объявил 2015-й годом Тино Сегала и в течение всего года показывал его работы.
Тино Сегал, может, и не Сфинкс современного искусства, но загадок критикам и музейным кураторам задает немало. Выпускник Берлинского университета Гумбольда и университета искусств Фолькванг в Эссене, где он изучал политическую экономику и танец, танцовщик, работавший с французскими хореографами Жеромом Белем и Ксавье Леруа, он стал известен своими перформансами.
Кроме Тино Сегала, в них задействованы другие участники - Сегал предпочитает их называть не актерами, а "интерпретаторами". И длятся их выступления в музейных или выставочных залах в течение всего рабочего дня - превращаясь в род живой движущейся скульптуры или инсталляции. Правда, в отличие от скульптуры и инсталляции, работы Тино Сегала имеют вполне определенную временную и драматургическую структуру (чем напоминают пьесы). Кроме того, они подразумевают диалог или вовлечение в действие зрителей (поэтому многие охотно вспоминают об "эстетике взаимодействия" и социальной скульптуре).
Скажем, работа "Это прогресс" начиналась с того, что зрителя встречал ребенок, спрашивающий, что он думает о прогрессе. После разговора с ним, на следующем этаже тот же вопрос зрителю задавал юноша, далее - взрослый человек, и наконец - старик. Соединение классического сюжета о "четырех временах жизни", который так любили художники барокко, с ключевым вопросом модерна - о том, что такое прогресс и с чем его едят, - само по себе выглядит эффектным кунштюком. Но фишка в том, что, придя на выставку, вы этот кунштюк не смотрите, вы его проживаете. И к какому выводу вы придете: к отрицанию ли идеи прогресса или к зыбкой относительности человеческой истины - зависит только от вас.
Даже по этой работе видно, что Тино Сегал сталкивает лбами архаическое представление о цикличности жизни и современное, связанное совершенствования, развития шаг за шагом к светлому будущему. Но фактически этот же прием лобового столкновения архаики с современностью просматривается не только в "сконструированных ситуациях" (а Сегал именно так называет свои работы), но и в его продюсерской практике. Например, он заключает договоры с музеями и арт-институциями только устно - в присутствии юристов, свидетелей, но никаких договоров он не подписывает. Устная договоренность имела первостепенное значение в Древнем Риме, но современная правовая система доверяет письменному слову, или попросту - "бумажке".
Легендарный запрет на фотографирование и видеосъемку всех работ Сегала имеет, конечно, экономическую подоплеку, но, без сомнения, и художественную. Художник возвращает нас к ситуации "до модерна": когда глаза, уши, руки, движение были самыми надежными инструментами восприятия жизни. Говорят, что слух, как и осязание обостряются, если человек теряет зрение. Сегал предлагает отказаться от гаджетов как механического "глаза" и "уха", чтобы дать возможность максимально полно пережить опыт попадания в "ситуацию".
Уж не архаист ли он, этот enfant terrible современного искусства? В этом случае вполне издевательски звучали слова "Это так современно, так современно, современно!", которыми при входе в павильон Германии на Венецианской биеннале в 2005 году встречали всякого входящего охранники.
Между прочим, нечто подобное было на 1-й Московской биеннале современного искусства, где работа Тино Сегала была представлена схожим образом. Тогда актер в роли музейного смотрителя неожиданно мог подпрыгнуть, после чего "представиться" - Тино Сегал. Эта устная "подпись" под авторизованным перформансом словно заверяла - да, да, вы видели перформанс самого Тино Сегала. И те, кто никогда не видели его фото, могли вполне принять актера за художника. Эти "недоразумения" тоже часть замысла художника, издевающегося над приверженностью к брэндам.
Но сколько бы Тино Сегал не издевался над брэндированной экономикой, он сам стал вполне успешным брендом. За право показать его "сконструированные ситуации" платят крупнейшие музеи. Поэтому реально дорогого стоит возможность увидеть их с 1 августа на двух московских площадках - в Новой Третьяковке на Крымском Валу (где будут показаны четыре ситуации) и во флигеле "Руина" Музея архитектуры имени А.В.Щусева, где будут три ситуации - "Поцелуй (чистая версия)" (2006), "Это вариация" (2012), "Это прогресс" (2006).
Масштабный показ работ Тино Сегала в России организует фонд V-A-C. Но это только часть проекта "V-A-C live: Тино Сегал". Важнейшей его составляющей является образовательная программа (куратор Рио Руцингер, ImPulsTanz Vienna), которая пройдет в Новой Третьяковке в течение всех шести недель (1 августа по 14 сентября) выставочного проекта Тино Сегала, часть мероприятий программы будет представлена в Государственной галерее на Солянке.