28.07.2017 19:50
"Родина"

Зачем в Москве исследуют средневековый нужник

Текст:  Артем Локалов
Средневековый туалет в центре Москвы тщательно исследуют.
Читать на сайте RG.RU

На этой неделе появились сообщения, что археологам, которые обнаружили уникальные строения и находки в центре Москвы, не дают закончить начатое. Мол, строителям надо сооружать фонтан на Биржевой площади, а раскопки в самом разгаре.

Еще в середине июня на перекрестке Ильинки и Богоявленского переулка раскопали камни церкви Введения Богородицы. Тогда это была не Биржевая площадь, а Ильинский крестец. Введенская церковь просуществовала здесь с 1558 по 1779 год, после чего была разобрана.

Кроме каменного храма обнаружили и остовы деревянных построек средневековья, большое количество находок домонгольского периода.

Место раскопок во время сильных ливней - главной приметы этого лета - неоднократно затопляло. Котлован превращался в огромный бассейн, наполненный грязной жижей.

- Вода хлестала из Богоявленского переулка, лила фонтаном и скапливалась здесь, - рассказал корреспонденту "Родины" специалист "Столичного археологического бюро" Никита Зубарёв. - Правда, и уходила вода довольно быстро - дальше, под уклон, по Рыбному переулку к Варварке и Москве-реке.

В общем, все исследовать археологи пока не успели. И на фоне этого заговорили, что им пора сворачивать работы, чтобы засыпать котлован. 

- Шел спор о дате прекращения работ. Строители прописали что-то непонятное. Но теперь все согласовано. До 1 сентября мы ведем раскопки здесь, - говорит Зубарёв.

А у него над головой, на мостовой, толпится народ и рассматривает остовы древних построек. Так Биржевая площадь стала смотровой площадкой. Народ, побывавший в Кремле, говорит, что надо сделать, как там.

Там, в Кремле, руины Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца недавно поместили под стекло и подсветили.

- Под стекло дорого деревянную архитектуру закрывать, - отмечает Зубарёв. - Тем более, это влечет за собой пересмотр проекта строительства фонтана. А это часть реконструкции Богоявленского переулка.

Что решат с площадью - пока непонятно. На фонтан деньги выделены. Про окна и смотровые площадки никто не говорил. Но после того, как в центре города открылось такое, идея все закопать и поставить здесь фонтан - не фонтан. 

Специалист "Столичного археологического бюро" говорит, что есть вариант законсервировать эти раскопки - засыпать чистым песком, отодвинуть основание чаши фонтана дальше. Демонтировать фундаменты вряд ли станут - это самый плохой вариант. Все-таки Введенская церковь, остов которой найден здесь, - ровесница Храма Василия Блаженного.

В общем, решать, что делать с открытиями, станут не археологи, а чиновники. В том числе, из Департамента культурного наследия Москвы.

Обидно, если все закопают...

- Если все будет засыпано песком - не обидно. Это хороший вариант, - считает Никита Зубарёв. - Таким образом все сохранится для следующих поколений и исследователей, которые на другом уровне подойдут к материалу. Например, то, что было 50 лет назад, - небо и земля по сравнению с современными исследованиями.

...В Москве духота и пахнет дождем. Или это в котловане влажный запах острее чувствуется. Ученые-палеэкологи скребут землю крошечными мастерками под навесом. Тут чуть прохладнее.

Рассказывают, что по образцам найденной пыльцы (а она, оказывается, сохраняется тут несколько веков) можно сделать важные открытия. Известно, например, что степной растительности в московском районе нет. А если пыльца с ее элементами появляется в каком-то горизонте, можно предположить, что для того времени было характерно иссушение почв.

Зубарёв рад, что на этом небольшом куске, что разрыт в самом центре Москвы, сохранились горизонты, которые относятся ко времени первого упоминая о Москве - то есть 1147 году.

- У нас есть остатки построек, комплексы керамики и отдельные бытовые вещи того времени, - рассказывает ученый. - Здесь прекрасная коллекция византийских и киевских стеклянных браслетов, пряслица. Это для центра Москвы не уникально, но очень здорово. Причем многие вещи находим целиком, а не в виде фрагментов.

В котловане работают осторожно. Находок много. Они переплетены между собой. И держать в руках этот клубок истории в центре Москвы - что-то особенное.

Археологи говорят про здешние места так: "Тут нельзя копать на штык - нужна тонкая зачистка".

Помимо различных украшений, осколков посуды, находят человеческие останки, кости животных. Вот, например, чья-то челюсть. Похоже, лошадиная. Зубарёв говорит, недавно раскопали остов целого коня. Судя по всему, боевого.

То, что сохранились деревянные постройки, по словам археологов, чудом назвать нельзя, так как они были углублены в землю, что и создало необходимую среду для консервации.

- Это остатки подклетов, погребов, подвалов. Сами дома разрушались, тут строились вновь в процессе освоения города. У нас здесь целая пачка из усадеб разного времени. В один метр спрессовано 500 лет, - объясняет Зубарёв.

В центре Москвы найден шахматный слон XVI века

Он показывает вглубь ямы, где стоит вода. Оттуда торчат, вероятно, горелые плахи от пола, которые относятся к XIII веку. До них тоже доберутся. А после работы археологов должна остаться нетронутая песчаная почва, на которой нет следов жизнедеятельности человека.

- Это вообще уникальный случай - что на археологические раскопки в Москве пустили ученых из естественно-научных областей, - говорит Никита Лавренов из МГУ имени Ломоносова. - Зато теперь мы, благодаря исследованиям, сможем восстанавливать характер землепользования этой территорией. Начиная с мезолита, то есть до основания Москвы, и до средневековья.

Земельный срез, где работают ученые, похож на торт тирамису из соседней кофейни. И из каждого слоя кулинары, то есть палеэкологи, выскабливают немного крупиц.

Объясняют, что глядя на этот профиль, можно понять, когда сюда пришли люди. Сначала на этой территории была древняя почва, скорее всего поросшая лесом. Затем его, судя по всему, сожгли и перемешали, из-за чего образовалась темно-серая почва. Потом здесь что-то сеяли. А что именно - станет понятно после анализов.

Но даже сейчас видно, что все слои, говорящие о городской застройке, - черного цвета. Потому что Москва со дня своего основания регулярно горела. Потом на погорелом что-то строили опять. И так каждый раз по новой.

- А вот там, - Никита Лавренов показывает в сторону ямы с горелыми плахами, к которой тоже идет темный слой, скорее всего, был средневековый нужник. То есть туалет.

Палеэкологи полезут и туда.

- Заберем там пробы. Будем все промывать, смотреть семена. То есть на основе анализа человеческих отходов поймем, что тогда ели люди, - сообщает Лавренов.

И объясняет по-научному:

- Можно по соотношению растительных и животных стерольных соединений судить о растительном и животном компоненте в рационе людей, которые ходили в этот нужник. Кроме того, по личинкам и яйцам насекомых есть возможность исследовать гигиену - кто копошился рядом с нашими предками.

В общем, тут докопаются до мелочей.

Елена Пономаренко приехала для этого из Оттавы:

- У меня был свой маршрут, но когда узнала, что такие раскопки в Москве, тоже захотела поучаствовать.

В Канаде, куда Елена уехала из Москвы 20 лет назад, занимается этим же - реконструкцией истории землепользования.

- Но все равно каждое лето хотя бы на несколько недель прилетаю сюда покопать. История здесь гораздо интереснее. Там - не так, - говорит она.

И продолжает по крупицам реконструировать историю.

Новости Москва Столица