Вообще-то такое кадровое ограничение действовало в России последние три года, но прежде было бессрочным. Однако после введения "должностного" запрета различные инстанции, в том числе Конституционный суд, забросали жалобами. Люди, в свое время готовые тянуть солдатскую лямку и даже просившиеся в армию, но получившие в военкоматах от ворот поворот, задавали представителям власти резонный вопрос: почему мне теперь закрыли доступ к госслужбе?
Конституционным судьям, в частности, пришлось разбираться с запросом парламента Чеченской Республики, где после вооруженного конфликта и контртеррористической операции местных парней долгое время не призывали в армию. Позже Генштаб и военкоматы такой набор возобновили, но его масштабы оказались серьезно ограничены. Вот почему, когда с 1 января 2014 года вступил в действие запрет на прием уклонистов на государственную службу, многие чеченские призывники оказались как бы без вины виноватыми. Ограничительная норма не делала различий между злостными "косарями" и теми, кто не был солдатом по иным причинам, поэтому права некоторых законопослушных граждан России оказались по факту ущемлены.
Представитель парламента Чечни Хамзат Дадаев, представлявший в КС заявителя, сделал упор не на волеизъявление призывников, которые хотят или не хотят служить в армии, а на общей неконституционности подхода законодателей к повышению престижа военной службы. И оказался прав. Ведь даже преступники после снятия или погашения судимости получают возможность занимать государственные должности, а для не служивших в армии призывников такой запрет налагался пожизненно.
Оспоренный пункт в законе был признан соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение устанавливает для лиц, не исполнивших возложенную на них конституционную обязанность, дисквалифицирующее препятствие к государственной службе, сопряженной с повышенными репутационными требованиями. В то же время Конституционный суд признал бессрочный запрет на госслужбу не соответствующим принципу соразмерности наказания. В итоге законодателям из Госумы было предложено "устранить имеющее место рассогласование правовых предписаний и исключить возможность несоразмерного ограничения прав граждан".
Что депутаты и сделали, сократив чиновно-запретительный период до 10 лет. С этим решением согласились в верхней палате парламента. А президент своей подписью под законом утвердил новую правовую норму. Она же определяет правила уведомления руководителей органов и организаций о решении призывной комиссии признать человека уклонистом. И об информировании военкома об увольнении "косаря" с чиновничьего поста. А еще закон регламентирует порядок участия граждан в заседании призывной комиссии при вынесении соответствующего заключения.