Проблему обсудили с подачи Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) в самом ведомстве, пригласив к диалогу всех заинтересованных лиц. Как поясняют в ДВТУ, в соответствии с правилами Таможенного союза, судно, отремонтированное за границей, за рамками ЕАЭС, освобождается от упомянутых платежей лишь в нескольких случаях. Например, если это были работы по гарантии или капитальные, потребовавшиеся после аварии. Есть и еще одна статья - если техобслуживание или текущий ремонт нужны судам для "обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке".
Президент Ассоциации рыбодобывающих предприятий Приморья Георгий Мартынов отмечает, что зачастую рыбаки и таможенники по-разному подходят к трактовке деклараций.
- Есть обязательные ремонты, которые нужно производить регулярно, так как речь идет о безопасности людей и мореплавания. Море - агрессивная среда, где механизмы и приборы изнашиваются с тройной силой. И эти работы не должны облагаться пошлиной. А есть - вспомогательные. И грань между ними расплывчата. Например, рыбаки считают, что провели плановый ремонт, который не должен облагаться пошлиной, а таможня думает наоборот, - поясняет он.
Накопились у рыбаков и другие вопросы.
- Как оценивать стоимость судна (и, следовательно, таможенные выплаты за "переработку"), если оно было куплено десять лет назад и все это время не заходило в РФ? Зато ежегодно подвергалось ремонтам по миллиону долларов каждый, - говорит гендиректор компании "Магаданрыба" Руслан Теленков. - Реально стоимость такого судна будет семь-восемь миллионов долларов, но если посчитать ремонты - все 15. И платить нужно будет именно с этой суммы?
Да и вообще, если платить с каждого ремонта, то объем перечисленных средств многократно превысит стоимость судна.
Как поясняют специалисты ДВТУ, будут применяться оценочные методы, какие именно, выяснится в каждом конкретном случае. Но такой подход также не устраивает рыбаков - они хотят точно знать, какие суммы нужно готовить.
Ремонтировать же суда на родине рыбаки зачастую просто не могут: весь добывающий флот, работающий еще со времен СССР, был построен за границей - в Польше, Финляндии, на Украине. Там же производят запчасти, поэтому и ремонт происходит за рубежом.
- Решить проблему важно еще и потому, что мы собираемся строить флот. Но сегодня Россия не выпускает все необходимое для этого. Двигатели придется закупать за границей - в США, Германии, Республике Корея, Японии или в других странах. То же самое с поисковым и технологическим оборудованием. Как будут начисляться платежи в этом случае? - задается вопросом президент АРПП.
В ДВТУ готовы обсудить сложившуюся ситуацию.
- В этом году рыболовецкие суда осуществили более двух тысяч заходов в дальневосточные порты. При этом мы столкнулись с проблемой таможенного оформления ремонта: практически каждая проверка, а в 2017 году таких было 19, в 2016-м - 39, в той или иной мере выявляла нарушения. Но наша задача не найти и наказать, а быстро оформить груз и принять таможенные платежи, установленные законодателем. Уголовные дела, которые мы вынуждены были возбудить в соответствии с законодательством, говорят о том, что есть проблемы, которые нужно решить, - во многом согласен с рыбаками замначальника Дальневосточного таможенного управления Сергей Панкратов.
К слову, за первое полугодие 2017 года таможни ДВТУ возбудили три уголовных дела, а сумма неперечисленных платежей превысила 14,3 миллиона рублей. В 2016 году - четыре уголовных дела и более 10,6 миллиона рублей.
Между тем, как напоминает Георгий Мартынов, с 1 января 2018 года в силу вступает новый Таможенный кодекс Таможенного союза, и тогда вопросов у промысловиков станет еще больше.
Александр Передня, член совета директоров рыболовецкой компании "Восток-1":
- Сколько говорится о поддержке строительства рыбопромыслового флота, который устарел уже лет на 35! В такой ситуации должны быть нулевые ставки, если не меры стимулирования обновления флота, которые компенсируют часть стоимости судна.