08.08.2017 14:24
Экономика

По нефтепроводу Куюмба - Тайшет начались поставки сырья

По нефтепроводу Куюмба - Тайшет начались поставки сырья
Текст:  Вадим Оноприюк
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт нефти №176 (7342)
В начале 2017 года "Транснефть" запустила в эксплуатацию новый магистральный нефтепровод Куюмба - Тайшет. Семисоткилометровая труба соединила месторождения севера Красноярского края с трубопроводной системой ВСТО и открыла нефтяникам путь на азиатско-тихоокеанский нефтяной рынок и к нефтеперерабатывающим заводам Дальнего Востока.
Читать на сайте RG.RU

У истока

Нефтепровод Куюмба - Тайшет берет свое начало на севере Красноярского края. Там находится головная нефтеперекачивающая станция (ГНПС) "Куюмба", которая принимает нефть с Куюмбинских месторождений. Немного южнее - почти девяносто километров вниз по трубопроводу - расположена вторая станция - НПС "Юрубчен", принимающая нефть с Юрубчено-Тохомских месторождений. Сливаясь на НПС, поток углеводородов направляется в резервуарный парк ГНПС "Тайшет", чтобы стать частью еще более крупного потока, идущего по трубопроводной системе "Восточная Сибирь - Тихий океан" на восток России.

"Транснефть" намерена развивать наливные терминалы российских портов

Обе станции оснащены резервуарными парками по 80 тысяч кубометров (четыре резервуара по 20 тысяч кубометров) на каждой. Пока на ближайший год запланированы прием и перекачка менее 1 миллиона тонн. Обе станции работают по режимам: насосные агрегаты включаются, когда в резервуарном парке накапливается необходимая по объему партия.

Нефть, добываемая на обоих месторождениях, имеет небольшое содержание серы - 0,12-0,21 процента. Это очень хороший показатель: для сравнения, содержание серы в маркерном сорте Brent 0,5, в российских сортах ESPO и Urals - 0,5 и 1,5 процента соответственно.

На вахту вертолетом

Географически нефтепровод можно разделить на две части - южную, до Ангары, и северную - за ней. Магистраль пересекает водную преграду недалеко от поселка Богучаны. Это центр одноименного района Красноярского края, последний крупный населенный пункт по пути нефтепроводной трассы на север. Железная дорога кончается в южной части трассы, за 40 километров до Богучан. Автомобильная дорога переходит на правый (северный) берег, но через несколько десятков километров обрывается. Трасса нефтепровода погружается в безлюдную тайгу и проходит по ней до месторождений.

Обе станции находятся вдали от цивилизации. И хотя они связаны с "большой землей" вдольтрассовым проездом, доехать до них не так просто. Дорога построена исключительно для технических нужд - обслуживания нефтепроводных объектов. Это грунтовка для специального и большегрузного транспорта, и добираться по ней придется не менее шести-семи часов при благоприятной погоде. Поэтому основной транспорт здесь - вертолет.

15 миллионов тонн нефти в год составит производительность нефтепровода после реализации второго этапа строительства

Чтобы всегда быть в курсе происходящего на нефтепроводе, не допустить чрезвычайной ситуации и исключить любые экологические риски, организованы регулярные облеты трассы.

"Облеты по графику - минимум два раза в неделю, - рассказывает бортоператор Иркутского районного нефтепроводного управления компании "Транснефть - Восток" Роман Зинченко. - Летаем из Богучан на север - от Ангары

до ГНПС "Куюмба". Возвращаемся и летим на юг - от Ангары до ГНПС "Тайшет". И в ту и в другую сторону путь занимает примерно по два с половиной часа. Где-то за пять часов можно полностью облететь весь нефтепровод. Проверяем линейную часть на наличие признаков утечки нефти, несанкционированных врезок, повреждений объектов нефтепровода. Смотрим, не произошло ли непредвиденных ситуаций - размывов, провалов, падения деревьев и т. д. Ведем визуальный контроль, а как подстраховка - обязательная фото- и видеосъемка, которая анализируется по прилету".

Отдаленность сказалась в первую очередь на схеме организации труда. Работают нефтепроводчики на северных станциях вахтовым методом - 28 через 28 дней. Так что облет трассы - не единственная обязанность вертолетчиков: раз в месяц они доставляют персонал на работу. Место сбора - Богучаны, где расположен аэропорт.

Чтобы не тревожить мерзлоту

НПС "Юрубчен" является промежуточной станцией, однако она и больше и мощнее ГНПС "Куюмба". Головная станция перекачивает нефть по 88-километровому нефтепроводу, соединяющему ее с НПС "Юрубчен", а со второй станции начинается уже более мощный нефтепровод, который идет до ГНПС "Тайшет". Чтобы создавать давление, необходимое для перекачки нефти по этому трубопроводу, на второй станции установлено более производительное и энергоемкое оборудование.

Когда подлетаешь к станции "Юрубчен", ясно видно, что большая ее часть будто укрыта белым покрывалом. Это щебень из белого мрамора. И он здесь не для декоративных изысков, а по необходимости.

"Наша станция стоит на многолетнемерзлых грунтах, - поясняет начальник НПС "Юрубчен" Мунир Халитов. - Поэтому здесь применены технические решения для защиты грунта от растепления".

Уникальные технические решения, примененные во время строительства, не нарушили хрупкий экобаланс местной природы

Чтобы не тревожить мерзлоту, практически все объекты и сооружения станции установлены на свайных фундаментах с вентилируемым подполом, используются термостабилизаторы, способные промораживать грунт в радиусе полутора метров. Под бетонными плитами, покрывающими станцию, установлен теплоизоляционный материал. Дождевые стоки не проникают в грунт, а собираются с помощью специальной пленки под площадкой, и затем попадают в канализацию.

ГНПС "Куюмба" тоже стоит на сваях, но там лишь вкрапления мерзлоты, и главная проблема в грунтах, которые имеют разную несущую способность. Поэтому под фундаменты на ГНПС вбивали сваи разной длины.

Нефтепроводный спецназ: полчаса на сборы

Недалеко от поселка Ангарский в самом центре трубопроводной трассы расположена крупнейшая на нефтепроводе Куюмба - Тайшет производственная площадка компании "Транснефть - Восток" - база Центральной ремонтной службы (ЦРС). Кроме нее на площадке располагается база производственного обслуживания и цех технологического транспорта и спецтехники.

ЦРС - это специализированное подразделение, своеобразный нефтепроводный "спецназ", главной задачей которого является устранение чрезвычайных ситуаций на магистрали, а также ремонтные работы, плановые остановки др. На площадке базируется необходимый спецтранспорт - вездеходы, обычные катера, катера-бонопостановщики, передвижные насосные установки. Здесь же расположен склад оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Подразделения "Нефтепроводного спецназа" всегда в боевой готовности. зона их ответственности - весь нефтепровод

"В нашем распоряжении более пяти километров боновых заграждений, летних и зимних, различные виды нефтесборщиков, сорбенты - все, что может потребоваться для оперативной ликвидации чрезвычайной ситуации, - рассказывает начальник ЦРС Данил Строенко. - Подразделения всегда в боевой готовности. Зона ответственности - весь нефтепровод. При поступлении сигнала на сбор аварийной бригады в рабочее время нам дается полчаса, в нерабочее - два часа".

Каждый пуск насосных агрегатов на станциях и выход на режим - это полноценная операция, приводящая в готовность все эксплуатационные службы. Перед началом транспортировки - обязательная проверка оборудования как на станциях, так и на линейной части, дополнительный контроль задвижек. Наиболее ответственные участки трассы - подводные переходы. На каждом из них круглосуточно дежурит линейный обходчик.

Последние штрихи

На производственной площадке в Ангарском продолжаются работы по благоустройству. Осенью все объекты будут сданы в эксплуатацию. К этому же сроку "Транснефть - Восток" достроит производственную площадку линейной аварийной эксплуатационной службы НПС-4 в поселке Октябрьский Богучанского района. Сейчас возведены все необходимые здания для размещения эксплуатационной службы - производственные, бытовые, вспомогательные, организована система пожаротушения. Позже к площадке пристроят производственную инфраструктуру - магистральную насосную.

Кстати

***

Параллельно строительству нефтепровода Куюмба - Тайшет "Транснефть" возводила объекты внешнего энергоснабжения. На трассе установлены 1433 опоры различной высоты, часть которых пришлось монтировать на вечной мерзлоте с использованием свайных фундаментов

и термостабилизаторов. Уникальная часть проекта - спецпереход через Ангару, при строительстве которого были применены передовые технологии. Четыре переходящие опоры высотой 125 метров установлены на берегах Ангары. Под каждую из них вбито по 96 свай длиной 11 метров. Перепад высот между берегами - более 230 м. Протяженность линий электропередачи - 2065 метров. Для монтажа опор в Богучаны доставили специальный автомобильный кран грузоподъемностью более 400 тонн.

***

Нефтепровод пересекает 87 водных преград и 4 крупных реки, в том числе Ангару (ширина в месте перехода - более полутора километров)

НАГРАЖДЕНИЕ

Указом Президента РФ Владимира Путина от 12 июля 2017 года N 315 "О награждении государственными наградами Российской Федерации" за большой вклад в строительство и ввод в эксплуатацию магистральных нефтепроводных систем Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет были отмечены наградами работники компании.

Ордена Александра Невского удостоен вице-президент компании "Транснефть" Алексей Сапсай.

Орден Почета присвоен машинисту бульдозера Ноябрьского Управления магистральных нефтепроводов (УМН) компании "Транснефть - Сибирь" Геннадию Мартынову.

Ордена Дружбы удостоены:

- заместитель вице-президента компании "Транснефть" Андрей Комаров;

- генеральный директор компании "Транснефть - Сибирь" Виктор Бронников;

- машинист автомобильного крана Ноябрьского УМН компании "Транснефть - Сибирь" Анатолий Денисюк;

- водитель автомобиля Ноябрьского УМН компании "Транснефть - Сибирь" Роберт Назипов;

- электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Уренгойского УМН компании "Транснефть - Сибирь" Дмитрий Перетятько.

Медали ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени удостоены:

- первый вице-президент компании "Транснефть" Максим Гришанин;

- вице-президент компании "Транснефть" Борис Король;

- вице-президент компании "Транснефть" Павел Ревель-Муроз;

- директор департамента инвестиционных проектов компании "Транснефть" Борис Погребняк;

- заместитель генерального директора компании "ЦУП ВСТО" Андрей Гачкало.

Медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени удостоены:

- главный механик компании "Транснефть" Павел Шотер;

- начальник отдела капитального строительства департамента инвестпроектов компании "Транснефть" Михаил Ларионов;

- заместитель генерального директора - директор филиала "Дирекция по строительству инвестпроекта "Заполярье - Пурпе" компании "Транснефть - Сибирь" Михаил Саяпин;

- начальник станции Уренгойского УМН компании "Транснефть - Сибирь" Сергей Мираев;

- начальник штаба строительства компании "ЦУП ВСТО" Евгений Мелешко;

- слесарь по ремонту технологических установок Ноябрьского УМН компании "Транснефть - Сибирь" Сергей Майзит;

- водитель автомобиля Нерюнгринского районного нефтепроводного управления (РНУ) компании "Транснефть - Восток" Юрий Шульгин.

Почетное звание "Заслуженный строитель Российской Федерации" присвоено начальнику участка компании "ЦУП ВСТО" Александру Севастьянову.

Нефть и газ Транснефть