15.08.2017 13:23
Экономика

В Орле появится каршеринг

В регионах начинают развивать сервис поминутной аренды автомобилей - каршеринг
Текст:  Павел Арсеньев (Орел)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №180 (7346)
Презентацию нового городского сервиса поминутной аренды автомобилей провели в Орловском госуниверситете резиденты кластера ГЛОНАСС. Они рассказали о новом виде общественного транспорта, который приходит в европейские города. Россия не осталась в стороне. Уже несколько лет проект реализуется в Москве. На очереди Санкт-Петербург и Казань. Скоро этот вид услуг появится и в столицах регионов ЦФО. К слову, оборудование для него разрабатывают в Орле.
Читать на сайте RG.RU

Речь идет о каршеринге. Машины со специальными опознавательными знаками стоят на улице без водителя. Клиент с помощью приложения арендует его и садится за руль. Счет за услугу оплачивает в электронном виде. Добравшись до места, выходит. Машина блокируется и ожидает следующего клиента.

- В Москве каршеринг уже позиционируется как городской вид транспорта, меняя привычные стереотипы владения автомобилями, - говорит зампредседателя комитета по государственному строительству Орловского облсовета Александр Семкин. - Концепция создания таких транспортных сервисов - общемировой тренд. Практическая ценность для разработчиков и интеграторов решений заключается в том, что все услуги используют навигационные данные.

По его словам, все больше горожан предпочитают не владеть автомобилем, а пользоваться им. Власти поддерживают такие проекты. Каршеринг позволяет разгрузить трафик. Люди оставляют личные авто в гараже. В результате транспортный поток снижается. В Европе "общим" автомобилям предоставляют бесплатную парковку и отводят полосы общественного транспорта. Подобное постепенно внедряют и в Москве.

Таксистов предложили обязать страховать пассажиров

- Применение каршеринга сказывается на экологии мегаполисов, - считает начальник отдела организации дорожного движения минтранса РФ Дмитрий Осиповский. - Рост количества личных автомобилей ведет к увеличению числа аварий, загрязнению окружающей среды и многочасовым пробкам. Поэтому будущее городских систем именно за таким общественным транспортом.

В Европе для каршеринга используют беспроводной Интернет. Поэтому случаются сбои в работе. В Орле же разработали систему управления через смартфон. Открыть дверь машины, завести двигатель и оплатить услугу можно с помощью мобильного приложения. Автомобили разрешено бронировать, и данный сервис набирает все большую популярность.

Для этого надо открыть личный кабинет на сайте оператора. При бронировании в приложение и автомобиль передается зашифрованный ключ. Как только клиент войдет в радиус действия Bluetooth-сети машины, приложение подключится к ней. По завершении аренды ключ автоматически уничтожается. Еще одно удобство - каршеринг не требует заполнения бумаг и визита в офис.

Все больше горожан предпочитают не владеть автомобилем, а пользоваться им время от времени

Этот рынок вообще считается одним из самых перспективных. По оценкам экспертов, уже к 2019 году он будет насчитывать свыше 500 тысяч машин. В России рынок расширяется стремительно. Так, один из столичных операторов в 2016 году начал работу с 100 автомобилей, а к концу 2017 года планирует расширить автопарк до 1000.

- Новая технология делает процесс управления арендой автомобиля быстрым и надежным, - поясняет гендиректор одного из резидентов кластера ГЛОНАСС Владислав Ронзин. - Она привлекает все больше клиентов. Кроме того, появился сервис Peer-to-peer. Установив оборудование и подключив его к интернет-платформе, автовладелец сможет зарабатывать на сдаче в аренду своего автомобиля.

Пока этот сервис доступен только в Европе. На отечественном рынке Peer-to-peer еще нет, но его внедрение явно не за горами. В нашей стране работают уже пять операторов каршеринга. В 2016 году их услугами воспользовалось около 300 тысяч клиентов, а количество поездок превысило 1,2 миллиона. По подсчетам аналитиков, минута поездки в среднем обходится клиенту в 7,5 рубля. В традиционном такси в столице та же минута стоит 15 рублей, то есть вдвое дороже. В ЕС в пересчете на нашу валюту она обходится в среднем в 20,2 рубля, в Великобритании - в 24,9. Среднее время поездки в обычном такси составляет 25 минут, а на общих "авто" - 38. Сейчас на отечественном рынке работает 2800 "общих" автомобилей.

В центре Москвы появится первый хаб для общественного транспорта

Для сравнения: в Лондоне в системе каршеринга зарегистрировано 2800 машин, в Берлине - 2300, в Милане - 1510. В каждой стране модели автомобилей операторы оговаривают с властями. Те предъявляют жесткие требования к экологичности - экологический класс должен быть не ниже "Евро-4". Операторы в основном используют марки "Хендэ", "Шкода" и "Киа". Предельный возраст авто составляет один год. Более старые машины выпускать на трассы запрещено. Каждая из них оборудована системой GPS/ГЛОНАСС, а у оператора должен быть call-центр.

На заре каршеринга серьезной проблемой была безопасность клиентов. "Общий" автомобиль может попасть в аварию. Кто заплатит за ущерб и лечение пострадавших? Недавно обязательным стало наличие полиса ОСАГО, и проблема отпала. Подобные проекты пока реализуются лишь частными компаниями без участия бюджетных средств. Развитие рынка это не сдерживает, хотя требуются немалые затраты на закупку и техобслуживание машин и оборудования. Впрочем, государство уже ищет варианты поддержки.

- Существуют механизмы федерального и регионального субсидирования проектов участников кластеров, - говорит глава управления по развитию малого и среднего предпринимательства Дмитрий Рябцовский. - Орловская область попала в список регионов со льготными условиями софинансирования проектов центров кластерного развития. Это дает возможность резидентам кластеров максимально эффективно использовать субсидии под свои ключевые задачи.

ГИБДД всерьез взялась за нелегальных перевозчиков пассажиров

Бюджетные средства выделяют не конкретно на каршеринг, а резидентам кластеров. Они вкладывают их в разработку сервисов и продвижение на рынок. Конкуренция ужесточается, но отечественные компании ее не проигрывают. В этом году, например, орловскими технологиями заинтересовались в Германии и Сингапуре.

Как отметили участники презентации, возможно, именно с Орла и начнется внедрение каршеринга в "нестоличных" регионах ЦФО. Это будет не лучшая новость для традиционных служб такси. "Авто на час", безусловно, потеснят их с рынка, хотя полностью пока и не одолеют. Не у каждого клиента имеются водительские права. Да и бывают ситуации, когда за руль садиться нельзя. Поэтому такси с шашечками в ближайшие годы с улиц не исчезнут.\

Кстати

Компания MonGeo Connect провела социологическое исследование и выяснила, что 90 процентов клиентов отечественного каршеринга составляют мужчины. Такова же доля клиентов с высшим образованием, причем 15 процентов имеют два диплома и более. В ходе соцопроса 64 процента респондентов заявили, что у них есть собственные автомобили. Однако они предпочитают каршеринг. 32 процента клиентов готовы отказаться от личного авто и пользоваться только "общими" машинами.

Общественный транспорт Орел Центральная Россия