По его словам, сейчас в информационном пространстве происходит резкое обострение противоборства, которое из разряда демонстрации технологического превосходства переходит в системное массированное информационное воздействие с заведомо деструктивными целями.
- Масштабные компьютерные атаки в мае-июне 2017 года с целью нарушения функционирования информационных ресурсов Российской Федерации и многих стран мира наглядно продемонстрировали дестабилизирующий потенциал такого вредоносного программного обеспечения, - заявил Патрушев.
Он напомнил, что в этих условиях защита информационных систем от внешнего воздействия напрямую зависит от практической реализации положений президентского указа № 260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации".
При этом секретарь Совбеза, отметил, что оценка защищенности информационных систем и сетей связи органов госвласти и местного самоуправления Центральной России показывает их сохраняющуюся уязвимость различным видам информационных воздействий.
В связи с этим по его словам, от высших должностных лиц субъектов Федерации требуется четкая координация по выполнению планов перехода на использование отечественных информационных продуктов и услуг.
- Также важно обеспечить выполнение требований по защите информации при переводе документов служебного пользования в систему федеральных и региональных центров обработки данных, а также при подключении информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена, - подчеркнул Николай Патрушев.
Кроме информационной безопасности, в Рязани обсудили вопросы антитеррористической защищенности на транспорте. Кстати, на само совещание его участники - федеральные чиновники, главы регионов ЦФО и журналисты приехали на автобусах и машинах. Видимо, для того, чтобы во время многочасовой поездки через несколько регионов можно было на себе испытать вопросы транспортной безопасности.
- Имеющиеся данные свидетельствует о том, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства продолжают оставаться приоритетными целями международных террористических организаций, - заявил на совещании секретарь СБ РФ.
Поэтому, по его словам, "создание подразделений транспортной безопасности является одним из ключевых звеньев в системе мер по защите транспортного комплекса". В свою очередь, по мнению Патрушева, это требует первоочередного внимания не только со стороны федеральных агентств по видам транспорта, контролирующих органов, но и субъектов транспортной инфраструктуры. В качестве примера он привел несколько негативных факторов, которые были выявлены при оценке эффективности антитеррористической защищенности объектов транспорта.
Так, планы обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций и вокзалов реализуются не в полном объеме. Снижен контроль за состоянием железнодорожных путей. Не везде проведена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, досмотровое оборудование практически не эксплуатируется, либо вообще отсутствует. Видеонаблюдение на постах управления транспортной безопасности не ведется, отсутствуют ограждения, препятствующие проходу посторонних лиц, а также средства принудительной остановки транспорта.
Не обеспечивается передача данных в автоматизированные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. На многих объектах транспорта не предусматривается использование служебных собак для выявления запрещенных для перемещения предметов и веществ.
При этом, по словам Патрушева, контроль за устранением выявленных причин и условий, создающих угрозы, ведется слабо - как правило, устраняются недостатки, не требующие финансовых вложений, а затратные мероприятия игнорируются. В то же время из-за высокой социальной значимости объектов транспорта административное приостановление деятельности организаций - нарушителей практически не применяется.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"