Герою Советскому Союза после войны установили немало памятников в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени. И в Ровно со Львовом тоже. Но мало кто знает, что и после Великой Отечественной бандеровцы и ОУН продолжали охоту на Кузнецова. Фашисты гонялись за ним, живым, а националисты - за мертвым. Пытались уничтожить, скрыть его могилу около небольшого села. Насмерть запугивая местных, запрещали показывать место захоронения. Тяжело признавать, но и власти на Западной Украине даже после войны им тихо потворствовали.
Если бы не товарищи Кузнецова по партизанскому отряду, лежать бы Герою в сырой безвестности. Об этом мало говорят, но боевой друг Кузнецова Николай Струтинский не раз рисковал жизнью, чтобы вроде бы в мирное послевоенное время заставить оуновца показать могилу человека, которому первому во внешней разведке присвоили звание Героя. Это целая история. Сначала старший лейтенант из органов Струтинский "раскалывал" осужденного, но по-прежнему молчавшего националиста. Потом, вдумайтесь, прятал череп Кузнецова у себя, а затем и у своего знакомого. Стращали недобитки: убьем, отнимем, убирайтесь вон. После ночного тревожного звонка-предупреждения, Струтинский перепрятал останки, а потом тайно, на поезде, держа палец на курке, перевез их в чемодане в Москву. Где признанный мировой авторитет академик Герасимов, проведя исследования, достоверно подтвердил: да - это Николай Кузнецов.
И Николая Ивановича похоронили на Холме Славы во Львове. Казалось, волна бандеровской ненависти ушла, разбиты вместе с союзниками-фашистами и оуновцы. Затихло. На территории Украины поставили памятники бесстрашному Кузнецову. Они превратились в места паломничества, сделались святыми в Великой Отечественной выживших и их потомков.
Но с распадом страны шаг за шагом разгоралась травля Кузнецова. Его, совершавшего акты возмездия над палачами, пытались в краях, где он бился, объявить преступником. Не помогали протесты простых людей, понимавших, что вершится самосуд. Уже в 1992-м демонтировали памятники во Львове, в Ровно, закрыли музеи. Николая Струтинский и его товарищи-партизаны успели спасти львовский монумент, перевезли его в село, теперь город Талица, в котором учился Ника Кузнецов.
И вот пришло вчера очень горькое. Неизвестные осквернили могилу Кузнецова во Львове. По сообщению ТАСС, с памятной плиты на надгробии похищены буквы и цифры жизни и гибели Николая Ивановича. Ведется следствие, но кого тут поймают, если Николай Кузнецов решением киевской власти еще в 2015-м попал под "декоммунизацию", даюшую позорное право крушить и рушить. Думаю, вандалы-осквернители не знают: Николай Кузнецов никогда не был членом компартии.
Он был бойцом, патриотом, разведчиком. Страх перед которым до сих пор гложет мерзавцев.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"