Около сотни граждан стран Евросоюза получили уведомления от британского МВД с требованием "покинуть Великобританию в соответствии с иммиграционным законодательством". Ева Йоханна Хольмберг, профессор из Финляндии, которая замужем за британцем, сказала в интервью газете "Индепендент", что она "не могла поверить в то, что было написано в тексте", когда получила письмо на официальном бланке. Многие европейцы, в большинстве своем законопослушные граждане, опешили, получив такую "депешу". К счастью, в МВД быстро признали свою ошибку, пояснив, что "права граждан ЕС, проживающих в Великобритании, остаются неизменными". Ранее британские власти пообещали после "брекзита" "не ущемлять права" граждан ЕС, живущих в Альбионе.
Однако пока у Лондона нет договоренности с Брюсселем, как конкретно они будут защищены. Причем речь в дискуссиях по их правовому статусу идет не только о европейцах, осевших в Великобритании, но и о британцах, живущих в Европе. Более 4,5 миллиона человек находятся в полной неопределенности в отношении своих судеб менее чем за два года до "брекзита", юридическая процедура оформления которого должна начаться в марте 2019 года. Права европейских граждан в Великобритании являются одним из трех вопросов наряду с так называемой "платой за развод", которые Брюссель хочет решить, прежде чем он начнет обсуждать будущие отношения между Великобританией и ЕС.
В четверг правительство Великобритании признало, что Лондон будет вынужден подчиняться решениям Европейского суда даже после выхода из состава ЕС. Как пишет "Дейли мейл", в рамках модели "Модольва" арбитражные комиссии, рассматривающие споры между Великобританией и европейским объединением, которые касаются законодательства ЕС, должны будут передавать дела в Европейский суд и выполнять его решения. Сколь это продлится, пока неизвестно, но процесс может занять несколько лет. Эти неожиданные откровения могут спровоцировать обвинения в адрес Терезы Мэй как со стороны тори, так и лейбористов. Тем более что премьер во время предвыборной кампании обещала прекратить юрисдикцию Европейского суда в Великобритании. Более того, премьер-министр настаивала на том, что Лондон полностью "вернет контроль над британскими законами" после ухода из ЕС.