"В новой системе будет очень большая перспектива для молодых. Профессиональный рост учителя зависит от базового образования, но важно и другое - куда двигаться дальше", - отметила министр образования и науки России Ольга Васильева на круглом столе, где был представлен доработанный проект профстандарта. По ее словам, в этом году в 55 регионах в школу пришли молодые специалисты - их от 5 до 10 процентов. "Надо сделать так, чтобы педагоги стремились к повышению квалификации", - считает Ольга Васильева.
У учителя сегодня есть возможность продвинуться по службе, став завучем или директором школы. Но это административная работа, которая иногда имеет мало общего с преподаванием. Присвоение категорий и званий зависит от стажа: чем старше учитель - тем выше шансы стать заслуженным или почетным. Молодежь в эту карьерную лестницу не очень-то вписывается.
При этом изменилась нагрузка на педагогов. В классе теперь могут быть ученики с инвалидностью, задержкой развития и другими особенностями. Кто-то может успешно работать с ними, кто-то - пока нет. Учителям сегодня предлагается новая система карьерного роста внутри профессии - можно стать старшим или ведущим учителем.
В проекте стандарта описывается, что требуется от обычного учителя, а что - от старшего или ведущего. Например, если речь идет о проведении занятий, то рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. А ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Если речь идет о контакте с родителями, то от обычного учителя требуется поддержка уважительного взаимодействия, от старшего - создание условий для того, чтобы заинтересованные папа и мамы принимали активное участие в жизни класса, а от ведущего - активное партнерство с родителями.
"Многие учителя беспокоятся, что отменят звания и награды. Ничего этого не будет. Задача в том, чтобы поддержать молодых учителей. Новая система дает директору школы такую возможность, - пояснил директор школы 109, руководитель ассоциации "Педагог ХХI века" Евгений Ямбург. - Самые сложные вопросы: кто и по каким критериям будет оценивать педагогов. Многие вещи, которые мы придумали, надо проверять. Должна быть материальная поддержка новой системы оценки учителей. Нам не надо немедленного внедрения".
Доработанный профстандарт будет апробироваться до 2019 года.
Круглый стол, посвященный новому профстандарту для учителей