30.08.2017 17:58
Экономика

В Тюмени на месяц закроют один из главных мостов

План реконструкции центральной улицы Тюмени расколол городское сообщество надвое
Текст:  Анатолий Меньшиков (Тюмень)
Российская газета - Экономика УРФО: №7360 (194)
С 3 сентября до конца месяца в Тюмени прекращается движение по одному из главных речных мостов - по улице Мельникайте. Многих известие огорчило: закрытие этой артерии неизбежно спровоцирует заторы, добираться на работу и домой придется в объезд, дополнительно затрачивая на дорогу до двух часов. С другой стороны, новость радостная: вместо критически изношенного моста через Туру - узкого, недоступного для грузовиков и вместительных автобусов, вот-вот откроют новый - на три полосы. А впоследствии рядом с ним смонтируют еще один такой же. Есть стимул потерпеть.
Читать на сайте RG.RU

Важно и то, что мост - составное звено амбициозного дорогостоящего проекта, для Уральского округа беспрецедентного: улицу Мельникайте, хордовую, центровую для города, протяженностью 8,5 километра, хотят превратить в магистраль непрерывного скоростного движения. "Зебры" исчезнут вместе со светофорами.

Далеко не всем тюменцам идея по нраву, ее критикуют как "антипешеходную", как идущую "вразрез с лучшей мировой практикой устройства городской транспортной инфраструктуры". Муниципалитет воспринимает критику хладнокровно. Нестандартные, непривычные инженерные и градостроительные решения консервативно мыслящие граждане часто воспринимают в штыки. Но, когда воочию убеждаются в эффективности новшества, становятся его приверженцами, считает, например, один из депутатов гордумы.

Видео: Под аркой Крымского моста прозвучал первый приветственный гудок

Изветшавший речной мост региональное правительство планировало заменить еще несколько лет назад. Не вышло - тормознули неувязки с проектной документацией. Зато удалось в поразительно короткие сроки перебросить через Туру два отличных мостовых перехода в других напряженных точках. Подряд на долгожданный третий выиграла профильная компания с местной пропиской, федеральным статусом и хорошей репутацией. Забив первые сваи прошлой осенью, строители обещали запустить движение уже в октябре 2017-го. С обязательствами, похоже, справляются. Правда, руководитель предприятия заверял, что транспортный узел реконструируют, не останавливая автомобильное сообщение. Не получилось. Почему - не сообщают.

Стоимость подрядных работ по контракту - без малого четыре миллиарда рублей. Чтобы превратить всю улицу в артерию непрерывного движения, которую на скорости 80 километров в час можно будет проскочить за 15 минут, нужно вложить в нее в несколько раз больше. Расширение проезжей части, перенос и ремонт коммуникаций, устройство тротуаров, велосипедных дорожек обойдутся относительно недорого. Основные траты - на развязки различного типа и сложности. Благодаря им машины будут плавно вливаться в поток, выходить из него без регулирования светофорами. "Вечные" пробки исчезнут. Первые развязки уже построены. В месте пересечения с другой магистральной улицей - Республики, где грунтовые воды далеки от поверхности, проложат туннель. В общем, делается все для комфортной безбарьерной езды. Водители в восторге.

Ну а для пеших горожан предусмотрены переходы. Несколько построено в последние годы, прочие, как ожидается, появятся в предстоящие 5-6 лет. Преимущественно будут надземные, поскольку обходятся казне несравнимо дешевле прокладываемых (иногда в сильно обводненном грунте) под дорогой. Не всегда тюменцы удовлетворены сделанным. В ноябре 2016-го, когда они опробовали новый переход над перекрестком с улицей Гнаровской, взбираясь по скользким крутым ступеням на скользкий же пол, разразился шквал возмущения. Более других негодовали пожилые люди. Ошибки пришлось исправлять.

В России начнут развивать города по-новому

Проектный институт, входящий в состав компании-подрядчика, некоторое время назад презентовал планировочные решения реконструкции Мельникайте посредством трехмерной визуализации. Картинки завораживают. Однако они вызвали негативную реакцию известного блогера Ильи Варламова, активно пишущего о проблемах урбанистики, формирования комфортной городской среды. На его взгляд, вынашиваемый проект - это обращение к мировому опыту былых лет, признанному неудачным и потому во многих странах отринутому. Появление транзитной магистрали-монстра, доказывает Илья, не приведет к кардинальному улучшению автомобильного сообщения, зато угнетающе подействует на тех, кто живет на этой улице, занимается малым бизнесом. Она "перестанет восприниматься как общественное пространство". С подачи блогера в Сети разгорелась дискуссия, к которой подключились один из управленцев компании-подрядчика, глава Тюмени, политики, эксперты. В Интернете даже стали собирать подписи за отказ от проекта.

Тем не менее за его реализацию, если судить по результатам опроса популярного городского портала, половина тюменцев. В итоге инициатор диспута предложил провести независимый международный аудит проекта - подобный состоявшемуся после яростных споров о целесообразности реконструкции Ленинского проспекта в столице. Повисла пауза. Лишь один из муниципальных чиновников не сумел скрыть изумления: "Какие еще аудиты?! Достаточно строительной экспертизы".

Инфраструктура Тюмень Урал и Западная Сибирь