Вот уже более восьми лет в Германии правит большая коалиция, состоящая из двух самых крупных традиционных, так называемых "общенародных" партий - блока ХДС/ХСС и СДПГ. Оба кандидата представляли партии, притершиеся в течение долгого избирательного срока и не собирающиеся покидать насиженные кресла. Тем не менее в нынешней дуэли между Меркель и Шульцем было несколько довольно явственных различий - как ни странно, в области внешней политики. В то время как канцлер ФРГ подчеркнула близость и партнерские отношения с США, ее соперник однозначно показал американскому лидеру Дональду Трампу красную карточку - по цвету своей партии.
"Трамп своими сообщениями в "Твиттере" поверг весь мир в кризис", - заявил председатель СДПГ. Шульц упрекнул американского президента и в неспособности ясно осудить "неонацистских отморозков", и в "оскорблении целых групп населения". Кандидат в канцлеры назвал "проблемой Трампа" его непредсказуемость. В то время как Ангела Меркель неоднократно говорила о "хороших партнерских отношениях" ФРГ и США, а также об "общих ценностях", которые могут стать базисом для сближения по многим вопросам. При этом Шульц прямо предложил положиться на более разумных и предсказуемых партнеров в администрации президента США, упомянув кроме прочих главу госдепартамента Рекса Тиллерсона.
Однозначно оба кандидата высказались за необходимость мирного дипломатического урегулирования северокорейского кризиса. Меркель призвала "убедить американского президента", как всегда, подчеркнув, что "Америка нам нужна". Шульц парировал, что с "этим американским президентом" Германии и США не по пути. "Даже умеренные силы в Вашингтоне не знают, когда он выкинет свое следующее сообщение в "Твиттере", - заметил кандидат в канцлеры ФРГ. В то время как Меркель, со своей стороны, призывала "привести Северную Корею к разуму", Шульц настаивал, что то же самое необходимо предпринять сначала в отношении президента США.
Кроме того, Мартин Шульц назвал "дипломатическим мостиком" для установления контактов с американской администрацией сотрудничество на трехстороннем уровне России, США и ФРГ, приведя в пример совместное решение проблемы ядерной программы Ирана.
Шульц предложил срочно прекратить переговоры с Анкарой о вступлении в Евросоюз и отказать ей в предоставлении финансовой помощи. Меркель довольно мягко подтвердила, что Турция не должна быть членом Евросоюза, однако избегая резкой и определенной позиции в этом вопросе. В то же самое время оба подчеркнули важность соглашения с Турцией о приеме беженцев, которое сдерживает волну иммиграции в Евросоюз. Сказать нечто обратное было бы неразумно в условиях, когда в ФРГ растет недовольство иммиграционной политикой нынешнего кабинета министров под руководством Меркель.
В этом вопросе Мартину Шульцу также удалось резко повернуть штурвал, удивив четырех видавших виды модераторов дискуссии. Для решения проблемы беженцев социал-демократ предложил ввести в ФРГ право получения гражданства для людей со всего мира по образцу США, Канады и Австралии. Тут, конечно, Меркель с идеей "бороться с причинами бегства в странах исхода", а также с предложением воспринимать приток беженцев "не как зло, а как шанс" выглядела весьма бледно.
В заключении теледебатов Меркель пообещала подумать о социальных и человеческих проблемах граждан ФРГ. Шульц, со своей стороны, призвал избирателей сплотиться плечом к плечу со странами Евросоюза, чтобы бороться за справедливость и мир на планете. Простому немецкому бюргеру эта цель может показаться весьма отдаленной.