05.09.2017 12:10
Экономика

Работодатели ЦФО решили искать кадры на школьной скамье

Работодатели ищут кадры на школьной скамье
Текст:  Елена Шулепова (Рязань - Тула - Калуга)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №198 (7364)
Целевое обучение все больше пользуется популярностью как у работодателей, так и у выпускников школ. Однако процесс идет не так гладко, как хотелось бы, и на то есть веские причины: ведь в 90-е годы прошлого века профессии инженера или конструктора отошли на второй план.
Читать на сайте RG.RU

Тогда выпускников школ менее всего интересовали технические специальности, мотивация у молодежи была простая: заработать деньги любыми способами. В итоге средний возраст работающих на заводах стал приближаться к пенсионному. Когда начался процесс возрождения экономики, предприятия почувствовали острый кадровый голод - как инженеров, так и станочников. Как кадровую проблему решают в промышленности, разбиралась корреспондент "РГ".

По итогам приемной кампании - 2017 в вузы Рязанской области зачислено 433 абитуриента, заключивших договоры с работодателями региона. Рост налицо: в прошлом году таковых было 417, а еще годом раньше - 392.

Почему работники не готовы к переездам в пределах одного региона

- Преимущество целевого набора заключается в том, что уже с первого дня обучения ведется подготовка и адаптация специалиста под конкретное рабочее место. Для студентов, обучающихся в рамках целевого приема, предусмотрены меры социальной поддержки. Речь идет о дополнительной стипендии, оплате проживания и проезда, предоставлении места прохождения производственной практики и тому подобного, - пояснили в региональном министерстве труда и занятости населения. - Из числа заключивших договоры около 46 процентов студентов после получения диплома придут работать в промышленность, 25 - в здравоохранение, 15 - в образование, 6 - в государственное и муниципальное управление, 4 - в сельское хозяйство.

Однако позаботиться о том, чтобы молодые люди захотели после школы стать не бухгалтерами и экономистами, а пойти на производство, надо заранее. Сегодня на это многие работодатели готовы тратить деньги и время. Так, два года назад Рязанский нефтеперерабатывающий завод организовал в 43-й школе областного центра специальный "Роснефть-класс". По словам заместителя начальника управления образования Рязани Светланы Мериновой, в ЦФО это единственный подобный опыт. Ученики этого класса углубленно изучают физику и химию. Следовательно, ребята уже готовятся стать инженерами. Предприятие предоставило школе самое современное оборудование для специализированных кабинетов. К тому же одними углубленными знаниями дело не ограничивается: для школьников проводят экскурсии на предприятие, ребята знакомятся с производством, погружаются в то, с чем в дальнейшем им предстоит работать. Предполагается, что после школы они будут поступать в профильные вузы.

Специалисты проводят для школьников мастер-классы, консультации, приглашают на производство

- Сложно пока сказать, сколько выпускников этого класса придут на работу на Рязанский нефтеперерабатывающий завод. В этом году только второй набор прошел. Но проект очень интересный. По сути, это возрождение подзабытых шефских отношений между предприятием и школой, - поясняет Светлана Вячеславовна. - Главное, у школьников появляется ранняя заинтересованность в профессии. К сожалению, не каждое предприятие может себе такое позволить.

Тем не менее профильные классы в рязанских школах составляют 43 процента от общего числа. В основном - оборонно-спортивной направленности, поскольку традиционно в "столице ВДВ" свои кадетские классы создавали силовики. Но сейчас подтягиваются  промышленники и предприниматели. Как рассказала корреспонденту "РГ" замначальника отдела молодежной политики городского управления образования Дарья Киселева, сегодня работодатели уже не игнорируют мероприятия по профориентации, проводимые мэрией.

Программированию надо учить детей раньше, чем азбуке

- Специалисты проводят для школьников мастер-классы, выступают экспертами, проводят консультации, приглашают на производство, чтобы наглядно показать, где и как можно работать. У нас налажено взаимодействие с предпринимателями, легкой и пищевой промышленностью, сферой услуг, - рассказала Дарья Киселева. - К тому же надо еще и родителям объяснять, что сегодняшние учебные заведения среднего звена - это вовсе не пресловутые ПТУ. В них и оборудование современное, и преподаватели высокого класса, и отношение к студентам соответствующее.

Эффект от этого взаимодействия уже виден: в рязанских среднеспециальных учебных заведениях выросло количество студентов. В некоторых уже серьезный конкурс - и абитуриентам приходится отказывать. Руководители некоторых колледжей даже просят пока их "не рекламировать".

- Конечно, не все выпускники, получив специальность, останутся в Рязани: кто-то уедет в Москву. Но все равно это будут технари, специалисты, которым найдется место на производстве, - заметила Дарья Киселева.

Светлана Меринова обращает внимание и на "демографическую яму": до этого года в 60 процентах рязанских школ было всего по одному десятому классу. И это тоже в конечном итоге становится одной из причин кадровой проблемы. Лишь в 2017-м число старшеклассников немного увеличилось.

А как у соседей

На оборонных предприятиях Тульской области несколько лет назад начали выстраивать (а точнее - возрождать) систему своего рода шефства в учебных заведениях. Так, в прошлом году была открыта школа имени Аркадия Шипунова с углубленным изучением физики и математики на базе тульского лицея № 2. Создание цепочки "специализированная школа - вуз - предприятие" - это новая страница в системе подготовки кадров для оборонной промышленности. По замыслу организаторов, раннее обучение высокотехнологичным профессиям повысит интерес молодежи к предприятиям ОПК. Для этого было заключено соглашение между правительством Тульской области, оборонным "КБ приборостроения", Тульским госуниверситетом, администрацией Тулы и лицеем № 2 об организации этого специализированного учебного заведения дополнительного образования. Основную финансовую и организационную нагрузку по его созданию взяло на себя предприятие.

- Мы постоянно сталкиваемся с тем, что у школьников обнаруживаются большие пробелы в подготовке. Эта школа была создана для того, чтобы "подправить" школьные программы по математике и физике - дать ребятам возможность более глубокого изучения предмета, - отметил директор по управлению персоналом КБП Сергей Иванов.

Он также добавил, что предприятие ежегодно приглашает абитуриентов на целевые места в крупнейшие технические вузы страны. Так, в этом году по целевому набору в вузы от КБП поступили 83 человека. Это не только Тульский университет, но и МГУ, "Бауманка" и другие. Вопрос, все ли студенты, обучающиеся за счет предприятия, потом приходят туда на работу, в КБП вызывает удивление. "Они же заключают договор, значит знают, чего хотят, - поясняют специалисты. - Конечно, могут вернуть деньги и устроиться куда-то еще, но пока не было ни одного подобного случая - все приходят на предприятие".

Кроме того, в ТулГУ в свое время был создан ряд кафедр, где преподают специалисты ОПК, готовя для себя смену. Практически все выпускники потом приходят работать на предприятия оборонки. По свидетельству преподавателей Тульского госуниверситета, сегодня молодые люди мотивированы позитивно, они понимают: чтобы хорошо зарабатывать завтра, сегодня надо хорошо учиться.

Если в Туле говорят о повышении квалификации кадров для оборонки, то в соседней Калуге в приоритете автозаводы. С момента создания калужского автокластера (2006 год) в регионе подготовлено более 13 тысяч специалистов автомобильной промышленности. Для этого в области были созданы специальные центры обучения. Так, в центр обучения специалистов для автопрома вложили более миллиарда рублей. Помимо автопрома, подобные центры готовят кадры для IT- и фармотрасли.

Занятость Калуга Рязань Тула Центральная Россия