О запуске "пилота" сообщил вице-президент банка Андрей Шаров в ходе Восточного экономического форума. По его словам, повсеместно предоставление госуслуг в отделениях Сбербанка может заработать в 2019 году. Обратившимся в отделение будут помогать регистрироваться на портале госуслуг, если у них нет активной учетной записи. Получение справок и документов в банке может иметь преимущества, когда одновременно требуются банковские услуги, например, кредит для освоения только что приобретенного участка.
По охвату и социальной значимости Сбербанк больше других подходит для экспериментов с документами, поскольку он имеет развитую сеть отделений и банкоматов, контролирует около 46 процентов рынка депозитов физлиц, бюджетные выплаты через банк получают более 30 миллионов человек. В январе этого года, когда первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил МВД и Банку России проработать вопрос о передаче банкам права выдавать документы гражданам, речь шла не только о Сбербанке, но и о ВТБ, который пока не разглашал подробности участия в проекте.
Сейчас оформлением паспортов занимается ФГУП, подведомственное МВД, а получить документ можно в МФЦ. Всего таких точек по стране насчитывается около 2,7 тысячи, в то время как отделений банков, которые могли бы технически предоставлять аналогичные услуги, - около 40 тысяч. То есть оформление паспорта через отделение банка - более доступный вариант для населения в регионах, где есть недостаток в МФЦ.
В последние несколько лет банковская идентификация и идентификация для оказания госуслуг практически сравнялись в техническом плане: для подтверждения личности нужны одни и те же документы, при этом некоторые банки имеют право без дополнительного подтверждения оказывать услуги клиенту, прошедшему идентификацию в МФЦ.
В перспективе базы данных банков и портала госуслуг должны работать сообща, обмениваясь информацией о новых и действующих клиентах. В этом году должен заработать эксперимент с удаленной идентификацией граждан, в котором примут участие банки, отобранные ЦБ. Суть в том, что, единожды пройдя полную идентификацию в кредитной организации (паспортные данные плюс фиксация биометрии), гражданину вообще больше не придется посещать отделение какого-либо другого банка для открытия счета, перевода денег или получения кредита. Причем данные о клиенте будут храниться в системе госуслуг. И, наоборот, к данным уже зарегистрированного на портале госуслуг человека получат доступ банки. Это следующая ступень развития системы идентификации, которая позволит при желании исключить из цепочки взаимоотношений между банком и клиентом банковский офис. Это должно повысить качество предоставляемых услуг на фоне ужесточения конкуренции.