На презентацию пришли многочисленные почитатели творчества Павла Крашенинникова. Прежде всего студенты, а поскольку автор - один из ведущих законотворцев страны, в большинстве были студенты юридических вузов. В редакции частые гости питомцы Московского государственного университета им. Кутафина, Российской академии адвокатуры и нотариата, Российской школы частного права, МГИМО, Российского университета дружбы народов, РЭУ им. Г.В. Плеханова, других ведущих вузов столицы. Были и именитые гости - известные политические деятели и юристы Сергей Степашин, Николай Федоров, Гасан Мирзоев, Бронислав Гонгало, Николай Сванидзе.
Пересказать книгу невозможно, ее надо читать. То главное в содержании, что автор выстрадал, выносил в долгих наблюдениях и раздумьях, не умещается в краткое резюме . Душа книги, а писатель непременно вкладывает ее в свой труд, заключена в самой ткани повествования, отступлениях, замечаниях, а порой и в намеках между строк. Даже сам автор, представляя свое творение, кратко пересказал сюжет и коснулся тех разделов, которые считает наиболее важными.
В пяти главах правовой повести читателям предстают очерки о выдающихся русских мыслителях, оставивших глубокий след в области философии, теории права, религии, общественной жизни. Они принадлежали к разным школам, имевшим тогда влияние на умы. Сын знаменитого автора "Истории России" Владимир Соловьев, Евгений Трубецкой, Павел Новгородцев, Богдан Кистяковский, Александр Ященко, будучи детьми своего времени, жили предчувствием надвигающихся потрясений. Они думали над тем, каким быть праву: рациональным, т.е. основанным на материальном опыте и науке или субъективным, иррациональным, тяготеющим к духовности, идеализму, "царству добра".
Выражаясь упрощенно, они решали задачу, как судить: по закону или по совести? Если по закону, то как определить границы, где заканчивается право и начинается произвол? А если по совести, то где тот идеальный предел справедливости, к которому нужно стремиться? Как отмечал сам Соловьев, "задача права не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а том, чтобы он до времени не превратился в ад".
Отвлекаясь от темы, можно заметить, что эти проблемы не перестали быть актуальными и в наши дни. Примером тому - жаркие споры о сегодняшних проблемах права, о судействе праведном и продажном.
- Очень важно, чтобы понятия культура и право, этика и право, мораль и право были доступны тем, кто пишет законы и кто реализует их, - сказал в своем выступлении сопредседатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин.
Он подчеркнул, что новая книга Павла Крашенинникова нацелена на решение именно такой задачи, и привел слова выдающегося русского правоведа Питирима Сорокина: право должно играть стабилизирующую роль в обществе, обеспечить его бесконфликтное развитие.
Первый заместитель председателя Совета Федерации Николай Федоров сказал, что позиция автора проникнута пронзительной любовью к России, которая помогла ему поднять имена русских мыслителей на уровень мирового масштаба и тем восполнить пробел в нашей истории.
Автор отдает должное плеяде ученых-правоведов, искавших место права как источника власти в политическом устройстве страны. Сторонники разумных реформ, "позитивисты", были за эволюцию, марксисты - за революцию. Читателю представлены взгляды первого председателя Первой Государственной Думы Сергея Муромцева и профессора права Николая Коркунова, "истинного позитивиста" Максима Ковалевского и автора "Эмоциональной психологии" Льва Петражицкого. Отдельная глава посвящена воззрениям юристов - социологов Николая Тимашева, Георгия Гурвича и упомянутого Питирима Сорокина, которого сразу после революции Ленин назовет "законнейшим кандидатом на высылку за границу". Он и будет выслан в числе других "философов", где числился в петроградском списке под "номером один".
Новая книга Павла Крашенинникова выходит за рамки сугубо правового повествования, и в этом ее притягательность. Просто и доходчиво он рисует картины общественных потрясений тех лет, приведших в конце концов к кризису и "мировому пожару".
Почему стали рушиться устои, в том числе и правовые? Эпоха Возрождения и Просвещения, пишет автор, была проникнута идеей безграничных творческих возможностей человека, культом гуманизма и рационального устройства жизни. Но на рубеже веков мир погрузился в новый хаос. Череда войн, болезни, голод, повсеместный суицид вызывали страх и уныние. Повсюду лилась кровь. Казалось, общество вместо торжества разума осознанно сходит с ума.
Поэтам "надоели" ямбы и хореи, сдерживающие свободу самовыражения. Художникам "надоело" изображать реальную действительность. Музыканты не хотели больше сочинять прежнюю музыку. Стало модно "думать иначе". Сегодняшним читателям это не напоминает атмосферу "лихих девяностых"? Словно через сто лет история, очертив круг по спирали, вернулась на те же камни, хотя и этажом повыше. Теория Фрэнсиса Фукуямы, провозгласившего на рубеже тысячелетий "конец истории", стала для многих едва ли не синонимом истины. Не отсюда ли назойливые поиски "нового" лишь в распаде личности и абсолютном оголении тела, скандальные выставки и провокационный публичный перфоманс? Но вековая история цивилизации, культуры, права убеждает, что все это - не более чем пена, поднятая крутым водоворотом жизни.
Практически все спикеры дали в своих выступлениях высокую оценку книге
- Говорить правду легко и приятно, - сказал известный тележурналист Николай Сванидзе. - Право в нашей стране часто было не родным, а приемным ребенком. Павел Крашенинников выступает как идеолог сильного государства, но не самодовлеющего, а институционального и правового. И это очень важно.
Руководитель Уральского отделения Российской школы частного права Бронислав Гонгало, ректор Российской академии адвокатуры и нотариата Гасан Мирзоев и другие говорили о том, что автору удалось убедительно провести мысль о праве как части культуры, базовые ценности которой лежат в сфере права. Поэтому книга будет иметь несомненный успех.
Презентация книги Павла Крашенинникова в РГ- Книга Павла Крашенинникова поможет воспитать новое поколение юристов, которым предстоит осуществить мечту Цицерона, назвавшего историю наставницей жизни, - сказал Николай Федоров.
"Собственно, именно эту задачу - побудить начинающих юристов к более широкому взгляду на право - мы и ставили перед собой" - написал в эпилоге автор, словно предвосхитив мысль коллеги.
Книгу "Серебряный век права" можно приобрести, зайдя на сайт издательства "Статут".